К концу прошлой недели появилась новость о неожиданном для рынка снижении индекса оптимизма населения США. Эту новость можно условно назвать ценообразующей для рынка нефти, поскольку она отражает лишь настроение потребителей, которое является довольно изменчивым. Кроме того, статистика показывает весьма слабую корреляцию между фазами бизнес-цикла и настроением потребителей. Однако в условиях шаткого паритета сил новость была воспринята рынком весьма серьезно. Ведь теоретически можно ожидать и сокращения потребления.
Справедливости ради следует заметить, что новость была подкреплена вычислениями технических аналитиков, которые заявляли, что расчеты показывают возможность снижения цены нефти до $60/барр. в краткосрочной перспективе и даже до $10 – в неопределенной перспективе. Нужно сказать, что результаты прогнозов методами технического анализа далеко не всегда сбываются. К основным недостаткам этих методов относится полное отсутствие какой-либо теории, объясняющей причину движения цен в ту или другую сторону. Некоторые экономисты считают такие методы ненаучными. Так, в основе технических методов анализа – математическая обработка статистики за прошлый период и на этой основе – прогнозирование будущего с учетом того, что человеку свойственно время от времени повторять прошлые действия. Как ни странно, но статистика биржевых торгов показывает: в среднем методы технического анализа угадывают события с вероятностью чуть более чем 50%, что частично подтверждает это предположение. Однако методы технического анализа практически бессильны перед точками смены тенденций, поскольку эта смена никак не следует из прошлой статистики.
Как бы то ни было, к середине следующей недели (точнее, за три торговых дня) цена нефти упала с $71/барр. почти до $65. Однако уже к середине недели возникла действительно весомая и также неожиданная для рынка новость о весьма существенном сокращении запасов нефти (-8,4 млн барр.), а также об одновременном сокращении запасов нефтепродуктов (бензина – на 2,1 млн барр., а дизельного топлива и мазута – на 0,7 млн барр.). Это снижение было обусловлено как сокращением импорта, так и увеличением загрузки американских НПЗ, что увеличило спрос на сырую нефть (загрузка возросла до 84%, что, впрочем, ниже, чем загрузка для того периода год тому назад, которая составляла 87,5%).
В результате цена нефти за один день восстановила паритет и снова вышла на уровень чуть выше $70/барр, хотя снижение импорта в США на 1,4 млн барр. лишь частично объясняет весьма существенное снижение запасов нефти. Причем это падение запасов было наибольшим с мая’2008, а падение запасов бензина наблюдалось четвертую неделю подряд. Однако в целом данные говорят об увеличении спроса на нефть.
В прошлом номере журнала мы писали, что именно эта новость – о сокращении запасов нефти – сможет нарушить паритет сил на рынке нефти и двинуть цену вверх. А если сюда добавить еще и ослабление доллара на мировых рынках, вызванное, в частности, «хорошими» новостями о состоянии экономик Германии и Франции, (что в данных рыночных условиях повышает спрос на нефтяные фьючерсы как на средство от обесценивания доллара), то нет ничего удивительного, что цена на нефть за один день – 19 августа – подскочила на $3,23/барр. и достигла наивысшего значения за последние два месяца. Тем самым паритет рыночных сил сместился в пользу «быков».
Поэтому нас не удивит, если цена нефти в течение нескольких дней достигнет $75/ барр., тем самым закрепляясь на новом среднем уровне в $70/барр., о чем мы говорили в №32 «Терминала» от 10 августа 2009 г.
Супруга банкира решила сделать мужу сюрприз и зайти к нему на работу. Приходит и видит: у мужа на коленях сидит его секретарша. Муж, не моргнув глазом, делает вид, будто бы он продолжает диктовать: «В заключение хочу сказать, что даже в условиях финансового кризиса один стул на двоих в моем офисе – это недостаточно!»
Автор: Александр Бандура. Терминал №34 от 24 августа 2009 г.