Правительство намерено взять «Недра Украины» под свой контроль
На прошлой неделе правительство провело экстренное совещание. Поводом для собрания послужила компания НАК «Недра Украины», вернее ее бывший председатель правления Эдуард Ставицкий, который решением суда был восстановлен в должности. Его возвращение вызвало бурю эмоций — «офис компании захвачен рейдерами», «запретить компании самостоятельно принимать решения», «провести ревизию документов». Хотя ситуативное вмешательство в работу «Недр Украины» давно следовало бы заменить на последовательные решения о ее реформировании. Некогда «главный геолог» страны, сегодня лишь объект для отбора лицензий.
Вообще сотрудникам компании не привыкать к «атакам рейдеров». Практически все ее бывшие руководители восстанавливались в должности с помощью судей, собирали группу поддержки и вторгались в центральный офис. Некоторые даже успевали завладеть печатью и ключами от сейфа. Поступали с ними также одинаково – с утра восстанавливали в должности, вечером увольняли уже со строгим соблюдением буквы закона. К заявлению премьер-министра о том, что руководство «ранее, связанное с Партией регионов на основе коррупционных схем передавало лицензии на нефтегазовые месторождения членам партии, а также отчуждали имущество компании». Стоит добавить, что название партии в данном случае не имеет значение, ведь, практически все главы компании напоследок получали весомые обвинения от ГлавКРУ, но дела за рамки пресс-конференции не выходили.
Новоназначенному руководству компании в редких случаях удавалось опротестовать решения предшественников. Хотя Юлия Владимировна уверяет, что работа по возврату государству в судебном порядке незаконно переданных участков начата, но вряд ли она будет закончена в пользу компании. Так, в деле против Cadogan Petroleum о возврате лицензий на Загорянский и Пирковский участки углеводородов «Недрам Украины» точка еще не поставлена. Дело в том, что подобные дела длятся несколько лет, а руководство в компании меняется каждый год.
Не имея последовательной программы по приросту полезных ископаемых в Украине и достаточной поддержки из казны на геологоразведочные работы, главы компании действуют на собственное усмотрение. Министр охраны окружающей среды Георгий Филипчук считает, что защититься от такого творческого подхода можно, запретив «Недрам Украины» самостоятельно принимать решения об отчуждении имущества, в том числе пакетов акций и лицензионных участков, или передаче их в залог. Кроме того, в уставе компании он предлагает закрепить нормы о том, что имущество «Недр Украины» пребывает в госсобственности и принадлежит компании на праве хозяйственного ведения, а также решения, принимаемые в ходе общего собрания компании, могут быть действительны при участии владельцев не менее 60%+1 акция. Соответствующий проект постановления планируется рассмотреть на следующем заседании правительства. Может быть, это была бы действенная мера, но профильный министр и глава компании как правило из одного лагеря.
Учитывая, что сегодня у «Недр Украины» наибольший интерес представляет лицензия на Сахалинское месторождение, то премьер-министр поручила министерствам юстиции и природы передать его «Нефтегазу Украины». Это поспешное решение вызывает удивление. Во-первых, есть порядок предоставления лицензий, через который государство не должно переступать. Во-вторых, за это месторождение отчаянно борется «Укрнефть», в которой «Нефтегазу» принадлежит 50% акций, что впрочем не мешает ей игнорировать ряд правительственных постановлений. Кроме того, как быть с другими разработчиками Сахалинки, по договорам о совместной деятельности на месторождении еще трудятся «Девон», «Сахалинское», «Сириус-1».
Забавно агентство «Интерфакс-Украина» цитируя премьера пишет: «необходимо сформировать политику Министерства экологии и природопользования в отношении Сахалинского месторождения – стратегического мощного месторождения природного газа, которое находится в Харьковской области, которое, в том числе, является целью этого рейдерского захвата «Недр Украины». Необходимо вернуть это месторождение НАК «Нефтегаз Украины. Он способен обеспечить государственную добычу газа на этом месторождении». До прошлой недели у нас было министерство охраны окружающей природной среды, а месторождение – нефтегазоконденсатным и почему вернуть?