Мировые цены на нефть, снизившись во втором квартале на 6% по сравнению с первым, стали больше соответствовать фундаментальным основам. Когда цена нефти 3 мая приближалась к своему максимальному значению в $87,17/барр. после кризиса 2007-2009 гг., «Терминал» неоднократно указывал на рост спекулятивной составляющей в цене нефти, что свидетельствовало о переоценке. Ведь темпы роста цен на нефть значительно превосходили темпы роста мировой экономики при «переполненных» хранилищах в развитых странах. Однако снижение цены до $64,24/барр. (20 мая) можно было расценивать как некоторую недооценку нефти.
Замедление темпов роста мировой экономики неизбежно ограничивает и темпы роста мировых цен на нефть. В «Терминале» №32, 44 за 2009 г. мы допускали замедление роста экономики США, однако оговаривали, что это не будет повторной рецессией. Фактически замедление началось во втором квартале, когда темпы роста упали с 5,6% (в четвертом квартале) до 2,7% (в первом). Истечение срока действия многих стимулов и финансовый кризис может привести к дальнейшему торможению. Вместе с тем, замедлились и темпы роста Японии, Китая и Евросоюза. Одновременно в июне Министерство энергетики США несколько уменьшило свои прогнозы по мировому потреблению нефти в 2010 г. по сравнению с майской оценкой (с 85,55 до 85,51 млн барр. в сутки). Был снижен прогноз и средней цены нефти (с $82,18 до $78,75/барр.).
Понижающим фактором для цены является не только огромные товарные запасы нефти, но и постоянное наращивание производства как ОПЕК, так и странами вне картеля. ОПЕК увеличил производство в мае на 0,6% до 29,37 млн барр. в сутки. После этого резервные мощности картеля составили 5,46 млн барр. в сутки. Если производство нефти сверх квот не прекратится, то цена может снова упасть ниже $70/барр.
Правда, запрет глубоководного бурения со стороны США приведет к снижению поставок на 26 тыс. барр. в сутки в четвертом квартале и на 700 тыс. барр. – в 2011 г. Кроме того, остаются многочисленные факторы, которые не только не дают цене нефти снижаться, но и поддерживают ее рост. Например, в начале недели цена нефти в Нью-Йорке резко выросла, пытаясь взять рубеж в $79/барр., чему способствовал ураган «Алекс» в Мексиканском заливе. Сезон ураганов начинается в июне и заканчивается в ноябре. Поскольку в заливе сосредоточено около 30% производства нефти и 12% производства природного газа, а также семь из десяти наибольших нефтяных терминалов и около половины НПЗ, то любой ураган повышает цену нефти из-за возможного сокращения поставок. Ураган «Алекс» сократил поставки нефти из залива на 26%, а газа – на 14%.
Данные о замедлении мировой экономики (резкое падение индекса доверия потребителей США до 52,9 пункта при ожидаемых 62) обусловили падение цены нефти за три дня на $4/барр. Основной вклад в падение индекса внесли южные штаты под влиянием последствий аварии на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе. Пессимизм потребителей вылился в снижении потребления бензина (до 19 млн барр. в сутки), в результате чего его запасы в США за неделю выросли на 0,5 млн барр.
Таким образом, в ближайшую неделю можно ожидать некоторого снижения цены нефти и ее стабилизации в интервале $71,5–76,5/барр. По-прежнему курс евро будет иметь влияние на величину цены нефти. Принципиальная нерешенность долгового кризиса в ЕС делает этот фактор нефти долговременным. Любая негативная новость от стран-должников приведет к временному снижению цены.