
Экономический прогноз цен на нефть и нефтепродукты на 2013 г.
Накануне формирования участниками топливного рынка страны планов закупок и продаж на 2013 г. НТЦ «Психея» традиционно уточняет свой прогноз цен на нефть и нефтепродукты. Как показала трехлетняя практика, результаты наших расчетов не только позволяют уменьшить неопределенность при принятии управленческих решений, но способствуют получению прибыли, превышающей заложенную в «формулу цены», которую использует Минэнергоугля.
В соответствии с уточненным экономическим прогнозом, при сохранении существующего порядка налогообложения и прогнозируемого Кабмином курса гривни, в 2013 г. стоимость цистерновых партий бензина А-95-Евро вида ІІ ДСТУ 4839:2007 (Евро-4) будет изменяться от 11800 до 14200 грн/т, подорожав до 13800…14200 грн/т в апреле-мае. Оптовые цены на дизельное топливо вида II ДСТУ 4840:2007, скорее всего, не выйдут из интервала 9500…10600 грн/т. Рост средней стоимости нефтепродуктов по сравнению с 2012 г. составит 2…4%.
В рознице литр бензина А-95-Евро вида ІІ (Евро-4) будет стоить 11,10…11,90 грн, дизельное топливо вида II – 9,70…10,30 грн/л. По сравнению с 2012 г. нефтепродукты на заправках должны подорожать не более чем на 3%.
Бензин будет дороже всего в апреле и ноябре, дешевле – в июле. Дизельное топливо дороже – в марте и октябре, дешевле в июне. Ожидаемый в начале весны пик цен на дизельное топливо связан с необходимостью создания запасов на период летних посевных работ. Прогнозируемое на июнь-июль снижение цен объясняется существенным увеличением в этот период количества предложений суррогатов на основе коксохимического сырья и смесевых видов топлива с большим содержанием биокомпонентов (биоэтанола, аминов и эфиров – в бензине; метиловых и этиловых эфиров жирных кислот – в дизельном топливе). Это предположение подтверждается ожидаемым в 2013 г. увеличением разброса цен (до ±4% для дизельного топлива и ±10% для бензина высокооктановых марок).
Вероятность корректировки прогнозных цен в сторону увеличения или снижения определят четыре группы факторов.
1. Цены на нефть в мире
С 2000-х на мировых рынках доминирует формульный подход к определению стоимости топливно-энергетических ресурсов. Базой для расчета цен на них выступают нефтяные котировки, а основой для определения объемов потребления – тонны нефтяного эквивалента. Причиной такой нормализации стало появление в глобальной экономике устойчивой взаимосвязи между валютными, фондовыми и сырьевыми рынками, обусловленной:
- увеличением их объемов в десятки раз при кратном сокращении товарных сегментов. В частности, рынок нефти вырос в восемь раз, тогда как его товарный сегмент сократился втрое. В 2008-2012 гг. лишь семь сделок из ста завершались поставкой реального товара. Остальные – это страхование от ценовых рисков и спекулятивные операции с «нефтью на бумаге»;
- усилением информационно-психологического и (гео)политического фактора в установлении цен на биржевые товары (с одновременным ослаблением влияния производителей);
- кардинальным изменением состава и количества участников биржевых торгов. В 2000-х на рынок «нефти на бумаге» вышли игроки, ресурсы которых на порядок превосходили возможности других участников. Причинами этого стали:
- Быстрый рост объемов электронной торговли, существенно расширившей количество участников рынка и ослабившей контроль над заключаемыми соглашениями.
- Формирование ожиданий превышения спроса над предложением, обусловивших привлекательность нефти как средства хранения капитала. Завышению прогнозов способствовали: спекуляции вокруг роста спроса со стороны Китая (хотя он не превышает 0,5% мирового потребления), сокращение резервных мощностей, рост затрат из-за недостаточного инвестирования отрасли в 1990-х и их инфляция, миф о «пике нефтедобычи».
- Отмена запрета правительства США на использование средств инвестиционных, пенсионных, страховых фондов в срочных рисковых сделках. Их «длинные» деньги сформировали дополнительный спрос на нефтяные деривативы и привели к появлению новых финансовых инструментов для его удовлетворения. При этом каждый последующий «бумажный» рынок был хотя и более ликвидным, но менее устойчивым.
В итоге уровень биржевых котировок стал определяться не соотношением между «физическим» спросом и предложением, а масштабами притока и оттока спекулятивного капитала.
Спекуляции подняли цены на нефть до уровня, при котором получаемые из нее нефтепродукты стали пользоваться меньшим спросом у ослабленных кризисом потребителей. По сравнению с 2009 г. потребление бензина в США и странах-членах ЕС в 2012 г. сократилось на четверть, а цены на топливо в Европе вплотную приблизились к границе эластичности. Вызванное этим торможение реальной экономики заставило политиков усилить давление на участников нефтяного рынка. В 2012 г. это способствовало:
- шестимесячной «стабильности» цен на нефть в Европе (август 2011 г. – февраль 2012 г.), в течение которого евро, влитые в Грецию и другие «проблемные» страны, постепенно перетекали на рынок деривативов;
- падению котировок нефти WTI в мае 2012 г. до $85/барр. после усиления американским правительством административной и уголовной ответственности за манипуляции на топливном рынке;
- снижению стоимости нефтепродуктов в Европе летом 2012 г. после обещаний французского правительства «заморозить цены на топливо», создания в ФРГ «бензиновой полиции», разработки «правил Уолкера для Европы», ограничивающих операции с вторичными финансовыми инструментами, расследований деятельности Barclays Plc, HSBC Holdings plc, UBS AG, MF Global, Peregrine Financial Group и других финансовых групп.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №51 (637) от 24 декабря 2012 г.