
Доступность недорогих энергоносителей в корне меняет геополитическую картину мира, ставя под угрозу влиятельность правительств одних стран и существенно усиливая позиции других.
Как сообщает Интрефакс-Украина, об этом свидельствуют результаты опросов экспертов.
По мнению руководителя группы анализа сырьевых рынков Citigroup Inc. в Нью-Йорке Эда Морса, благодаря сланцевой революции в США, сегодня наступает эра низких цен на энергоносители, что предзнаменовывает собой исторические изменения в привычном мировом геополитическом укладе.
Подобное развитие событий уже наблюдалось во второй половине 1980-х годов. Тогда резкое снижение нефтяных цен поспособствовало распаду СССР, который, по сути, лишился главного источника своих доходов. Аналогичные обстоятельства стали также причиной войны в Персидском заливе с подачи иракского лидера Саддама Хусейна, начавшего в 1990 году вторжение в Кувейт.
Сегодняшние изменения на нефтяном рынке могут сделать заложниками ситуации Россию, Иран и Венесуэлу, тогда как Китай и США наоборот окажутся в выигрышном положении.
Увеличение объемов нефтедобычи позволило США и ее союзникам ужесточить санкции к Ирану, не обращая особого внимания на снижение импортных нефтяных поставок оттуда.
Что касается России, то там, по мнению российского президента Владимира Путина, очень высока вероятность «катастрофического» падения цен на нефть. К тому же, экономика РФ и без того стала существенно уязвимой в связи с введенными США и ЕС санкциями из-за военного вторжения в Украину.
Профессор Гарвардского университета Леонардо Маугери, который в свое время занимал пост топ-менеджера итальянской компании Eni SpA, прогнозирует, что в ближайшее пятилетие цена нефти будет колебаться в пределах $65-80 за баррель. Безусловно, такая цена сильно контрастирует со стоимостью нефти в 2008-2013 годах — $88 за баррель, а тем более с показателями в $140 за баррель, к которым в свое время она возросла.
В связи с таким поворотом событий, особую актуальность приобретает вопрос, как это обозначится на странах-производителях нефти. Эту проблему вице-президент и главный аналитик рынка нефти ІНS Джеймс Бурхард прокомментировал следующим образом: «Этот вопрос решится в ближайшие месяцы или в течение года, что усилит неопределенность и волатильность на рынке, а это часто сулит неприятные сюрпризы».
Результаты опроса международных инвесторов говорят о том, что главным образом от таких «сюрпризов» пострадает именно Россия, поскольку ее бюджет на 50% зависит от нефтегазовой отрасли.
В свою очередь, США наоборот избавляется от зависимости импортных поставок в связи с колоссальным увеличением собственной энергетической независимости. Такое мнение высказал Роберт Хорматс, бывший заместитель госсекретаря США и нынешний заместитель председателя нью-йоркской Kissinger Associates. Он полагает, что именно усиление энергонезависимости позволяет США быть более влиятельными в переговорах о ядерной программе Ирана и о событиях в Украине, виновником которых является Россия.
Благоприятным складывающийся сценарий можно считать и для Китая, который импортирует около 60% потребляемого им нефтяного ресурса. По мнению Линя Боцяна, директора Центра экономических и энергетических исследований при Сямэньском университете и независимого директора PetroChina Co, КНР может направить свои сбережения на увеличение стратегических запасов нефти, а не на оборонный сектор или экологические инициативы.
Однако, исследования Международного рейтингового агентства Fitch свидетельствуют о том, что снижение цен на нефть в азийском регионе сыграет на руку не только экономике Китая. В частности, это поспособствует экономическому росту и улучшению условий внешней торговли Японии, Южной Кореи и Таиланда.