
Ценовые спекуляции вокруг нефтяного контанго и торговли нефтью с отложенными поставками, сохраняя ее в танкерах до лучших времен, создает не только существенный дисбаланс на нефтяных рынках, но и грозит новым обвалом цен, когда огромное количество заполненных нефтью танкеров начнут разгружаться, резко увеличивая и без того избыточное предложение нефти на рынках.
Когда количество танкеров для нефтяного контанго будет полностью использовано, а возможность для заработка сведется практически к нулю, на рынок будут поставлены огромные объемы «черного золота», ныне уже проданные, но физически пребывающие в танкерах на рейде в ожидании еще большего роста нефтяных цен. Это не только может обвалить цены на нефть, но и позволит Ирану достичь желаемого уровня поставок углеводородов на мировые рынки, а для России может стать новым импульсом для ухода в штопор национальной экономики.
Первый и второй кварталы нынешнего года для нефтяного сектора были особо интересны тем, что самые большие компании-нефтетрейдеры в мире вкладывали миллиарды долларов, заливая нефть в стационарные и плавучие хранилища. Сотни нефтяных танкеров встали на рейд с полными трюмами «черного золота» в ожидании повышения цен на него. Например, Royal Dutch Shell призналась в том, что потратила около 1 миллиарда долларов с января по март 2016 года на покупку нефти и размещения ее на хранение для дальнейшей перепродажи по более высоким ценам. Французская Total потратила на подобные действия, которые носят названия торговли – контанго, около 750 миллионов долларов. У ВР на контанго ушло около 800 миллионов долларов с начала нынешнего года. Благодаря контанго все вышеупомянутые компании надеются неплохо компенсировать нынешние низкие цены на нефть.
Данные примеры демонстрируют, как основные мировые нефтеторговцы получают прибыль от контанго в случае, когда рынок позволяет зарабатывать на перепродажи нефти (или ее ожидании) в будущем по более высоким ценам. Но, как утверждают многие эксперты, подобная стратегия контанго работает недолго и построена большей частью на психологии покупателей и спекуляциях на глобальном нефтяном рынке. Уже сейчас излишек, получаемый от торговли-контанго, становится все меньше. Например, разница между нефтяными контрактами на немедленную поставку «черного золота» и поставку, которая истекает через 12 месяцев, составляла в декабре 2015 года 8,35 долларов. В мае 2016 года она была уже 3,46 долларов. При этом фиксируется дальнейшее уменьшение разницы.
Еще один недавний пример, торги нефтью сорта WTI во второй половине мая 2016 года на быстрые (спотовые) поставки с доставкой «черного золота» на июнь нынешнего года проходили по цене 46,44 долларов за баррель. В это же время, контракты на поставку этого же сорта нефти на июнь 2017 года (долгосрочные, периодом на 12 месяцев) проходили по цене 49,85 долларов за баррель. В данном случае, разница между ценой поставок составляла 3,41 долларов за баррель. Пока это все еще достаточно высокая цена для активной формы спекуляции с торговлей-контанго.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №23 журнала «Терминал» от 6 июня 2016 года.