
15 июня 2016 года мировая ветроэнергетическая промышленность отметила 10-летнюю годовщину Всемирного Дня Ветра.
В этот день Американская ветроэнергетическая ассоциация распространила информацию о том, что за последние шесть лет стоимость электроэнергии, выработанной в США за счет ветра, снизилась на 66%. Примечательно, согласно заявлению Глобального Совета по ветроэнергетике (GWEC), число рабочих мест в мировой ветроэнергетической промышленности превысило отметку 1,1 млн.
МИРОВОЙ ПРОГРЕСС
2015 год стал рекордным годом для ветроэнергетической промышленности, в течение которого в мире было введено 63,467 ГВт новых мощностей. Установленная мощность глобального ветроэнергетического сектора достигла 432,9 ГВт, а доля в мировой электрогенерации составила 3,7%.
Наибольшую роль в развитии ветроэнергетики за прошедший год сыграл Китай. Установив 30,8 ГВт новых мощностей, Китай достиг нового мирового рекорда в ветроэнергетической промышленности. Установленная мощность сектора этой страны теперь составляет почти 30% от мирового ветроэнергетического сектора, а годовые инвестиции со стороны КНР в эту отрасль достигли $ 100 млрд.
Следует отметить, согласно результатам исследований возможных последствий интеграции большой доли ВИЭ на пан-европейскую энергосистему, проведенных французской корпорацией «Электрисите де Франс», электросеть Европы может работать при 60% доли «зеленой» электрогенерации к 2030 году. При этом доля ветровой генерации может достичь порядка 27-32%. (Рис. Доля ВИЭ в энергобалансе Евросоюза в 2030 году).
СТАРТАП НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Последние 20 лет основным лидером ветроэнергетической отрасли на постсоветском пространстве была и остается Украина. Однако сегодня мы можем говорить о том, что ветроэнергетикой заинтересовались и другие страны этого региона, включая Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Молдову, Беларусь и другие.
Ранее государственные чиновники большинства стран бывшего СССР считали, что ветроэнергетика нерентабельна и неэффективна из-за отсутствия ветровых ресурсов на территории этих государств. Но, согласно данным недавно проведенных исследований, ветровые ресурсы во многих регионах не хуже, а порой даже и лучше, чем в ряде стран Евросоюза.
Однако процесс развития ветроэнергетики в регионе не простой. К примеру, сегодня в Министерстве природы Беларуси обсуждаются способы развития, перспективность и эффективность ветроэнергетических технологий. Эти дискуссии происходят на фоне реализации глобального проекта по строительству двух новых атомных блоков единичной электрическая мощностью по 1,2 ГВт, в котором основным партнером выступает российская компания «Атомстройэкспорт». Его первоначальная стоимость составляет $10 млрд, что, по оценкам европейских экспертов, как минимум, вдвое превышает альтернативный проект с использованием современных ветротурбин. Интересно, что в Беларуси в центре внимания сегодня находятся не столько вопросы, связанные непосредственно со строительством новых атомных блоков, а то, куда деть потом белорусским энергетикам столько произведенной электроэнергии и каковы будут реальные капитальные затраты по строительству новой АЭС.
В рабочем документе Европейской Комиссии, подготовленном для Социально – экономического комитета (СЭК) представлены данные по капитальным затратам атомных станций в мире, которые находятся на стадии строительства или планировании, поскольку погашение капитальных затрат является крупнейшей составляющей (свыше 80%) затрат на производство электроэнергии. Стоимость строительства в период 2007-2012 годов находилось в диапазоне 3 145 – 5 379 евро за кВт. Строительства новых или планируемых АЭС обходится в 4 500 – 6 755 евро за кВт установленной мощности.
ТЕЛЕМОСТ КИЕВ-МИНСК
15 июня 2016 года в рамках Всемирного Дня Ветра был проведен первый в истории ветроэнергетики постсоветского пространства телемост Минск, Беларусь – Киев, Украина на тему: «Ветроэнергетика – ключевой инструмент в борьбе с глобальным изменением климата», организаторами которого выступили Украинская ветроэнергетическая ассоциация, Научно-технический центр «Психея» совместно с белорусскими организациями «Зеленая Сеть» и «Проект международной технической помощи «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь» (Минприроды/ ПРООН-ГЭФ) при финансовой поддержке немецкого Фонда Генриха Белля.
С украинской стороны в мероприятии приняли участие руководители ведущих ветроэнергетических компаний Украины, в активах которых построенные и успешно генерирующие «зеленую» электроэнергию ветроэнергетические мощности. В ходе круглого стола участники говорили о необходимости и возможности развития ветроэнергетических технологий в Украине и Беларуси.
«Стоит ли это развивать? Безусловно, стоит развивать везде. В том числе, в Беларуси. Уходить от зависимости от углеводородов, я думаю, это задача каждого государства. Углеводороды конечны, ветер – возобновляем, и это все определяет. Нынешние технологии ветроагрегатов позволяют эффективно использовать любой ветер. Поэтому, я считаю, что Беларусь точно так же не должна противиться техническому прогрессу и активно заняться этим бизнесом», — подчеркнул Юрий Жабский, заместитель директора «ВиндПауэр», один из пионеров развития ветроэнергетики в Украине (с 1996 года).
Эту позицию поддержал и генеральный директор компании «Виндкрафт Украина» Карл Стурен: «Был задан вопрос: «Почему мы занимаемся ветроэнергетикой и почему нам это нравится?». Во-первых, я считаю, что всегда очень приятно заниматься тем бизнесом, которым можно гордиться. Ветроэнергетика – это очень правильно с точки зрения развития нашей планеты, это правильный сектор. Это бизнес, которым можно хвастаться и гордиться, а когда еще законодательство, как в Украине, способствует его развитию, то это бизнес становится еще и прибыльным».
Развитие ветроэнергетики в Украине могло бы происходить намного быстрее, если бы не военные действия на Востоке страны и аннексия Крыма Россией. «За 6 лет нам удалось реализовать ряд проектов по строительству ВЭС, в том числе, и в Крыму. Основная стратегия компании была ориентирована на Крым, Восток и юг Украины — Николаевскую область. Конфликт, который начался в 2014 году – это одна из проблем, которая существует по сей день, влияет на развитие и инвестиционный климат и в целом на все, что происходит в ветроэнергетическом секторе»,- рассказал участникам телемоста Андрей Сергиенко, заместитель генерального директора Управляющей Компании «Ветряные парки Украины», — в Казахстане наша компания реализовала первый крупный ветроэнергетический проект мощностью 45 МВт. Ветростанция успешно функционирует, мы ее обслуживаем. Нет причин, почему нельзя этого сделать и в Беларуси».
«К сожалению, ветроэнергетика в Беларуси не так развита, как в Украине»,- отметил Денис Коваленко, консультант проекта «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь», — тем не менее, планы, поставленные правительством по развитию ветроэнергетики в Беларуси, достаточно хорошие. В ближайшее время планируется реализовать ряд ветроэнергетических проектов общей мощностью более 200 МВт. Я надеюсь, что эксплуатация этих ветропарков покажет Республике Беларусь, что это направление действительно перспективное».
Помимо политических и экономических проблем и барьеров, характерных для каждой из стран постсоветского пространства, «объединяющими» являются проблемы, связанные с состоянием энергосетей. Марина Белоус, руководитель проекта «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь», подчеркнула, что Беларусь, как и Украина, сталкивается с техническими проблемами. «Это модернизация всей энергосистемы страны, она имеет еще определенное наследие, оставшееся от Советского Союза. Но мы планируем в очередной раз обратиться к нашему законодательству с тем, чтобы максимально облегчить деятельность заинтересованным в этом инвесторам и девелоперам по реализации ветроэнергетических проектов».
В качестве заключения, приведем слова Дениса Коваленко: «Главное на сегодняшний день – показать, что это (ред. ветроэнергетика) — использование ветроэнергетического ресурса, который находится на территории Беларусь, и его не нужно импортировать из-за рубежа. Это экологически чистый ресурс, способный дать электроэнергию нашим людям».