
Восстановление газового спроса в Европе, а также обострение борьбы за потребителя между экспортерами СПГ и трубопроводного газа заставляют Катар, Норвегию, США и Россию форсировать конкуренцию в европейских странах, предлагая новые подходы и ценовую политику.
Учитывая европейскую ставку на СПГ как на обязательный источник газа для баланса и диверсификации, позиции Катара как экспортера «голубого топлива» в Европу будут постепенно усиливаться в контексте общего роста газового спроса в Европе, но параллельно будет происходить серьезное ужесточение конкуренции на газовом рынке ЕС с Россией, Норвегией, Алжиром, США и даже Ираном.
Долгосрочное падение цен на нефть оказало свое воздействие и на газовые цены. На рынке газа произошло относительное ценовое выравнивание между рынками Азии (газ традиционно продается дороже) и Европы. Как результат, на европейский рынок начинает попадать все большое количество СПГ, усиливая и не без того серьезную конкуренцию между традиционными экспортерами трубопроводного газа в страны Европейского Союза. Все больше европейских СПГ-терминалов начинает расширять список компаний-поставщиков. Такая ситуация оказывает добавочное давление на позиции Катара, но открывает новые возможности для тех же Австралии и Соединенных Штатов в среднесрочной перспективе.
Как упоминалось выше, одним из ключевых газовых поставщиков в страны Европейского Союза является, и будет далее выступать Катар. Эта страна пытается максимально упрочнить свое положение на газовом рынке в Европе в виду резкого снижения высоких цен на газ в Азии, и перенаправления части своего экспортного потока СПГ к европейским потребителям. Пример, – новые договора компании Qatargas с немецкой RWE на период 7,5 лет с обязательством доставки 1,1 миллиона тонн СПГ ежегодно. Также, катарская RasGas недавно подписала договор с французской EDF, предусматривающий поставки до 2 миллионов тонн СПГ в год на терминал мощностью в 9,4 миллионов тонн в год в Дюнкерке.
Расширяет свое газовое присутствие Катар и в Восточной Европе. Например, совсем недавно Польша начала поставки катарского СПГ на свой терминал в Свиноуйсьце. Первый танкер с катарским СПГ доставил 210 тысяч куб. м газа. Сам проект строительства собственной СПГ-инфраструктуры обошелся Варшаве в 720 миллионов долларов, но уже сейчас польское государство получило серьезные основания для уменьшения своей газовой (и политической) зависимости от путинской России.
В целом, следует отметить, что Катар закончил 2015 год в качестве лидера по СПГ-поставкам в мире, экспортировав 77,2 миллионов тонн газа со своих 11 СПГ-терминалов – рост на 2,1% в сравнении с 2014 годом. В то же время, по свидетельству большинства экспертов, уже в ближайшее время лидерские экспортные позиции Катара по СПГ поставят под сомнение Австралия и, в более отдаленной перспективе, – США.
Хотя, Катар не теряет оптимизма. Глава второй в этом государстве по объему сжижения газа компании RasGas Хамад Муханнади спрогнозировал, что к 2020 году объем мирового производства СПГ увеличиться в 1,6 раза – до 370 миллионов тонн (ныне – на уровне 230 миллионов тонн).
Руководство Катара уже сейчас осознает риск потери позиций на мировых рынках и планирует противодействовать ему при помощи более гибких контрактов на поставки СПГ, а также принятие участие в непосредственном создании СПГ-инфраструктуры по всему миру.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №28 журнала «Терминал» от 11 июля 2016 года.