
Учитывая рост геополитической напряженности вокруг Украины, в регионах Восточной Европы, Кавказа, бассейнов Черного и Каспийского морей, Центральной Азии и Ближнего Востока, а также регулярных попыток России захватить украинские территории военным путем, нужно быть готовым к ситуации возникновения серьезных проблем с поставками нефтепродуктов в Украину с разных направлений и в силу различных обстоятельств.
Ужесточение спора между Москвой и Минском по поводу цены поставок углеводородов в Беларусь и возможное прекращение экспорта нефтепродуктов из этой страны в Украину, очередное обострение военного конфликта между Азербайджаном и Арменией, растущая нестабильность в Казахстане, угроза продолжения российской «гибридной войны» в балтийских странах, рост терроризма и рисков безопасности в Турции, Ираке, Сирии, Саудовской Аравии, а также странах Северной Африки ставит перед украинским руководством необходимость выработки четкого плана поиска новых источников нефтепродуктов в нашу страну в случае блокировки поставок по старым каналам.
Опасность энергетической блокады Украины не нова. Предыдущие газовые войны со стороны России привели к реальной газовой диверсификации из стран Евросоюза. Вероятно, в недалеком будущем возникнет вопрос диверсификации и поставок нефтепродуктов.
Обозначим круг внешних рисков в ближнем и дальнем украинском зарубежье, которые в скором времени могут оказать существенное влияние на вопрос импорта нефтепродуктов в нашу страну.
Уже сейчас разгорается очередной виток экономического противостояния между Россией и Белоруссией (не секрет, что Александр Лукашенко смог добиться снятия с его страны санкций и западной блокады, в то время как РФ наоборот, надолго вошла в режим санкций после аннексии Крыма и оккупации части украинского Донбасса), в результате чего последняя может временно прекратить экспорт нефтепродуктов со своих НПЗ.
Потенциально, резкое снижение поставок нефтепродуктов из РБ и России мог бы частично компенсировать Азербайджан. Но не позже как в апреле нынешнего года произошло серьезное обострение ситуации между Баку и Ереваном, включая танковые бои, применение авиации и артиллерии. Ныне найден временный компромисс для локализации конфликта, но война на Кавказе с участием Азербайджана и Армении может возникнуть в любой момент. Это, естественно, снимет с повестки дня варианты наращивания объемов азербайджанской нефти и нефтепродуктов в Украину. Пока же, к слову, во время официального визита президента Украины Петра Порошенко в Азербайджан снова возник обоюдный интерес к использованию нефтепровода «Одесса–Броды». В настоящее время азербайджанская государственная энергетическая компания Socar уже инвестировала в Украину около $200 млн, имея сеть из 60 автозаправочных станций.
Если взглянуть на проблему с точки зрения геополитических процессов, картина в регионах вокруг Украины разворачивается еще более тревожная. Кроме вышеупомянутых Беларуси и Азербайджана, дестабилизация (не без помощи России) вполне может коснуться и Грузии. Временное передвижение границы Южной Осетии с взятием под контроль части нефтепровода «Баку–Супса» уже не так давно имели место.
Еще более сложная ситуация складывается в Казахстане, где президент Нурсултан Назарбаев пытается найти оптимальную модель развития для своего государства и общества после собственного ухода с должности президента. В первой половине нынешнего года в северном Казахстане произошли столкновения вооруженных боевиков с полицией. Ситуация ныне взята под контроль, но Россия тщательно готовится к попытке разыграть карту «русского мира» в богатой на нефть северной части Казахстана, в случае, если Н. Назарбаев сделает свой окончательный выбор в пользу Запада или Китая.
На южном направлении, в Турции, ситуация ныне усложнена усилением внутренней борьбы с курдами (недавнюю волну терактов по стране приписывают им, а также террористам из Исламского государства), войной против ИГИЛа в Сирии, а также общесирийским противостоянием Турции во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом против режима Башара Асада, пока еще поддерживаемого со стороны России и Ирана. При этом не забудем, что через Турцию частично идут поставки на мировые рынки нефти из северного Ирака, а также части нефти, продаваемой боевиками ИГИЛ. Ухудшение ситуации в Сирии, которое наблюдается сейчас и будет происходить в среднесрочной перспективе, не позволит Турции сосредоточиться на превращении в энергетический хаб, имея значительное количество очагов дестабилизации в соседних государствах.
Полностью прочитать статью Вы сможете в №29 журнала «Терминал» от 18 июля 2016 года.