Газпром берет под контроль один из крупнейших в мире нефтегазовых проектов. Операторы проекта Сахалин-2 англо-голландская нефтяная компания Shell и японские корпорации Mitsui и Mitsubishi уступили российскому газовому монополисту в общей сложности 50% плюс одну акцию в проекте за 5,7 млрд евро живыми деньгами.
Об этом главы компаний договоривались на совещании у президента РФ Владимира Путина. Путин заявил, что Shell уже несколько лет назад приглашал Газпром к сотрудничеству по Сахалину-2 и что сделка — «корпоративное решение» Газпрома. Кроме того, Путин поблагодарил участников переговоров «за проявленную гибкость».
Сахалин-2, стоимостью в 17 млрд евро, до сих пор был единственным в России проектом, который осуществлялся на условиях соглашения о разделе продукции, но без российского участия. Shell, основной акционер Сахалина-2, продаст Газпрому почти 30 из 55% своих акций, а Mitsui и Mitsubishi — по 10%.
В начале 2006 года Газпром вел переговоры с Shell о вхождении в проект, но они провалились. По версии российских властей, из-за увеличения сметы проекта более, чем в два раза. Но наблюдатели отмечают, что именно после этого к проекту возникли претензии у экологического ведомства России. Проверки Росприроднадзора выявили множество нарушений. Возникла реальная угроза потери лицензии на реализацию Сахалина-2.
Впрочем, по словам Путина, экологические ведомства России и инвесторы уже «договорились о порядке решения вопросов».
Вхождение в проект государственной монополии снимает денежные претензии, а вот будут ли в полной мере выполнены требования экологов, пока не понятно.
Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявляет, что и после вхождения в проект Газпрома правительство будет добиваться верховенства закона.
«Участие Газпрома означает и его ответственность как инвестора, — сказал Христенко журналистам. — Со стороны правительства мы будем оказывать поддержку проекту, но и требовать соблюдения российского законодательства».
Однако пресс-секретарь Газпрома Сергей Куприянов сказал, что еще не известно, разделит ли компания ответственность с иностранными партнерами.
«Мы договорились о покупке акций компании, а решение о размере ущерба и о том, кто его должен возмещать, будут принимать соответствующие государственные и судебные органы», — заявил Куприянов.
Этот вопрос, видимо, постараются решить на встрече акционеров проекта с руководством Росприроднадзора, которая должна пройти в ближайшее время.
И хотя вчера президент сказал, что ему известно, что экологи и участники проекта «договорились о порядке решения возникших вопросов», заместитель Росприроднадзора Олег Митволь до сих пор придерживался иного мнения.
«Я считаю, что должен быть другой план (устранения экологических нарушений), а не тот, который нам представила Sakhalin Energy», — заявил он накануне.
«Сейчас речь идет о том, чтобы урегулировать претензии, которые мы предъявили компании еще в сентябре. Газпром знает нашу позицию по этому вопросу», — подчеркнул Митволь.




