Судя по всему, «запоздалого подорожания» топливному рынку не избежать
Сейчас на рынке нефтепродуктов наблюдается ценовая стабильность. По некоторым оценкам, это следствие низкого спроса на светлые нефтепродукты. Хотя статистика говорит об увеличении спроса, даже несмотря на рекордно высокие цены. Вследствие этого уже скоро грядет «запоздалое подорожание». Избежать его не получится. Не получится также и «отрегулировать цену» извне. Низкая индикативная наценка по-прежнему не позволяет ритейлу стабильно работать «в плюс». Потому розничные операторы корректируют собственные планы, надеясь при этом на укрепление национальной валюты и нормализацию ситуации в мятежных регионах…
Итак, закончилась неспокойная постреволюционная весна. Однако все еще актуальными остаются главные раздражители ситуации – далекий от нормализации валютный рынок и нестабильность в восточных регионах. Как результат – непривычно высокие цены на топливо. «Согласно Хозяйственному кодексу, цены на свою продукцию и услуги в нерегулируемом сегменте рынка каждый устанавливает самостоятельно, исходя из собственных маркетинговых соображений. У Антимонопольного комитета нет функций контроля цен в нерегулируемом сегменте рынка», – говорит президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Тем не менее, ситуация с поставками топлива в Украину пока достаточно устойчива. В то же время, ожидаемого в мае снижения цен на бензин не произошло исключительно из-за нестабильной ситуации в восточных областях. Об этом говорит и директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. «Безусловно, экспроприация нефтепродуктов, нападение на бензовозы, закрытие АЗС после целого ряда угроз и все то, что сейчас происходит в этих регионах, сказалось на функционировании всех национальных операторов, которые работают на Донетчине, где традиционно объем реализации был одним из наибольших в стране. Необходимость страхования рисков и компенсации утраченной прибыли привела к тому, что ожидаемое в начале мая снижение цен так и не состоялось», – подчеркивает эксперт.
Цены были снижены только в ряде сетей, принадлежащих отечественным операторам. В частности, на АЗС группы «Приват», глава которой по праву считается одним из главных выгодополучателей настоящего постреволюционного периода. При этом в сетях ритейлеров, которые торгуют преимущественно привозным высококачественным топливом, цены практически не изменились. По словам Г. Рябцева, исключение составили только депрессивные регионы, где платежеспособность населения очень низка. «Там операторы пытаются идти навстречу потребителям: высокая конкуренция не позволяет им игнорировать тот факт, что автомобилисты не могут платить объективно высокую цену», – считает он. Сегодня спровоцировать повышение цен или искусственный дефицит могут исключительно форс-мажорные обстоятельства, в частности дальнейшее распространение сепаратистских настроений. А «…любое снижение напряженности и нормализация поставок на восток страны обязательно будут способствовать снижению цен, активизации программ лояльности, поскольку операторы заинтересованы в больших объемах реализации сильнее, чем в высокой розничной марже…», –отмечает Г. Рябцев.
Как сообщают в отраслевой ассоциации, уже через месяц «временно застывшие» цены на бензин могут поползти вверх – сегодня из-за удержания цен заправщики теряют до 30 коп. на каждом литре топлива. «Средняя наценка розницы составляет 6%, а чтобы покрыть накладные расходы, она должна быть на уровне 8%. В итоге убытки заправок составляют 2%», – говорят эксперты объединения.
По мнению отраслевых специалистов, удержание цен на топливо в Украине объясняется не бескорыстием заправщиков, а страхом, что вслед за повышением наценок на топливо последует резкий спад спроса. Эксперты прогнозируют, что если курс национальной валюты не будет заметно меняться, то в июне цена бензина в нашей стране останется на нынешнем уровне. А вот в июле заправщики все же планируют поднять свою маржу с 6 до 8% или даже выше. «В таком случае цена за литр топлива подрастет примерно на 30 коп.», – прогнозирует Л. Косянчук. Предотвратить этот процесс может лишь существенное укрепление курса гривни, который сейчас составляет примерно 12 грн/$.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №22 (712) от 2 июня 2014 года.




