
Расследование Еврокомиссии в отношении «Газпрома» о нарушении антимонопольного законодательства ЕС и несправедливом ценообразовании может окончательно испортить отношения между Москвой и Европейским союзом.
Об этом говорится в обширной статье Financial Times, посвященной взаимоотношениям Евросоюза и Российской Федерации.
Более того, существуют опасения, что если Брюссель предъявит обвинения, то Россия в отместку может прекратить поставлять газ в некоторые страны ЕС.
Как напоминает издание, расследование в отношении российского нефтегазового гиганта началось в сентябре 2011 года. С тех пор прошло более трех лет, однако никаких официальных обвинений руководству «Газпрома» предъявлено не было.
Как пишет Financial Times, чиновники объясняют задержку с предъявлением обвинений украинским кризисом. Однако смена состава Еврокомиссии в ноябре прошлого года дала расследованию новый импульс.
Так, в материале газеты указано, что, по словам заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича, курирующего вопросы энергетики, до вынесения официальных обвинений «остались считанные недели».
Основное обвинение будет касаться ценовой политики «Газпрома», который, к примеру, поставлял газ в Литву по меньшей мере на треть дороже, чем в Германию.
В то же время, отмечает Financial Times, поставки природного газа в ту же Литву более чем на 80% зависят от российского монополиста. В таком же положении находится и ряд других восточноевропейских стран, таких как Болгария, Эстония, Словакия и Чехия.
Однако, если вина российской компании будет доказана, ей грозят крупные штрафы — теоретически до 10% годовой выручки. В виду этого и возникают опасения, что в ответ на обвинения, РФ прекратит поставки газа некоторым европейским потребителям.
Так, один из европейских дипломатов заявил изданию, что Москва «может усмотреть в предполагаемом штрафе стратегическую угрозу для стремительно разваливающейся экономики страны». Кроме того, как сообщил он, не факт, что «Газпром» вообще будет что-либо платить, если дело до этого дойдет.
Таким образом, как предполагает Financial Times, Еврокомиссия может начать списывать причитающееся с европейских клиентов «Газпрома», а именно с сумм, предназначенных для оплаты услуг российского монополиста.