Нефтяное крыло группы «Приват» оказалось на грани разрушения.
На энергетической арене Украины произошло чрезвычайное событие: власть начала открытую борьбу с «нефтяным титаном» Игорем Коломойским. Первичным следствием этого процесса стало отторжение от днепропетровской империи сразу двух стратегических предприятий – «Укртранснефти» и «Укрнефти». Но главная интрига ждет участников рынка впереди: имя нового куратора этих компаний.
Повод для волнения в группе «Приват» возник 19 марта, когда Верховная Рада приняла в целом Законопроект №2273, которым вносятся поправки в Закон «Об акционерных обществах». В соответствии с ними, кворум для проведения собрания акционеров был снижен с 60 до 50% + 1 акция для всех акционерных обществ уже в текущем году, тогда как ранее это правило касалось только узкого круга государственных предприятий. Вступление в силу таких изменений позволяет государству вернуть контроль над ПАО «Укрнефть», собрания акционеров которой и выплату дивидендов государству уже много лет блокируют протеже группы «Приват».
В этот же день нефтяному бизнесу известного «патриота» был нанесен и второй не менее сильный удар – на заседании наблюдательного совета ПАО «Укртранснефть» было решено отстранить Александра Лазорко (ставленника И. Коломойского) от работы. Формальным поводом для такого решения стала инициатива Минэнергоуглепрома по финансовой проверке компании, которую планировалось проводить под управлением бывшего СБУ-шника Юрия Мирошника, назначенного временно исполняющим обязанности руководителя компании.
Публичным поводом для аудита стали колоссальные растраты «Укртранснефти» на хранение выкачанного из магистральных нефтепроводов технологического ресурса. В частности, министру Владимиру Демчишину стало известно, что в 2015 г. стоимость хранения государственной нефти возросла в два раза – с 3,2 до 6,4 грн/т в день, в связи с чем «Укртранснефть» ежедневно вынуждена выплачивать порядка 2,5 млн грн за ее хранение «приватовским» заводам.
Кто кого?
Бои за «Укрнефть» с «приватовцами» вели правительства всех мастей, включая и нынешнее. Правда, до последнего времени эти попытки были больше похожи на имитацию бурной деятельности с целью завоевания (или сохранения) симпатий электората. Яркий пример тому – события в январе, когда народные избранники приняли законодательные правки о снижении кворума. Это решение было преподнесено как некий прорыв, но действительность оказалась банальнее: новый закон не позволял чиновникам вернуть операционный контроль над компанией, поскольку в документе речь шла о государственных корпоративных правах, тогда как государственная доля «Укрнефти» (50% + 1 голос) принадлежит НАК «Нефтегаз Украины».
На тот момент казалось, что на этом очередная пустая пиар-кампания чиновников завершена. Но ход дальнейших событий заставил пересмотреть этот взгляд. Так, парламентарии инициировали принятие нового закона, который устранял недостатки предыдущего. Подвести его к голосованию оказалось не так уж легко: комитет ВР по экономической политике во главе с лояльным к «Привату» Андреем Иванчуком под давлением группы депутатов с пятой попытки все-таки рекомендовал законопроект к рассмотрению в сессионном зале парламента.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №13 (755) от 30 марта 2015 года




