Политика команды Януковича усугубила ситуацию с контрабандой на украинском топливном рынке.
Совсем недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за контрабанду подакцизных товаров, к коим среди прочего относятся и светлые нефтепродукты. Чем вызвана такая законодательная инициатива – догадаться нетрудно: в последнее время тема контрабанды топлива в южном регионе у всех на слуху.
Справедливости ради отметим, что это не первая попытка вернуть товарной контрабанде статус уголовного преступления. Соответствующие законопроекты вносились в парламент в 2013 г., однако не нашли поддержки у депутатов. При сложившейся сегодня политической конъюнктуре и информационном резонансе можно прогнозировать успешное принятие такого закона. Но каким будет его реализация на практике и даст ли это позитивный эффект для рынка нефтепродуктов – зависит от нового руководства Государственной фискальной службы Украины и других правоохранительных органов.
Многие помнят, что до января 2012 г. редакция ст. 201 Уголовного кодекса Украины предусматривала уголовное преследование за контрабанду любых товаров народного потребления в больших размерах. Тем не менее, по инициативе предыдущего Президента был принят Закон №4025-VI от 15.11.2011 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности». Именно этим документом контрабанда товаров, кроме специальных предметов (оружия, взрывчатых веществ, культурных ценностей и т.д.), была выведена из правового поля уголовной юстиции.
Процесс декриминализации, затронувший помимо контрабанды и другие составы в области хозяйственной деятельности, был обусловлен европейским опытом правоприменения и по своему духу должен был отвечать прогрессивным веяниям в сфере обеспечения свободы предпринимательства. Но в реалиях времен Виктора Федоровича Януковича позитивный по своей природе посыл к уменьшению давления на бизнес мутировал и приобрел форму безнаказанности для построения контрабандных схем, причиняющих многомиллиардные убытки как для государственного бюджета страны, так и легального рынка нефтепродуктов.
Чем все это кончилось, мы знаем: господство на оптовом рынке одного игрока, деформация конкуренции, уменьшение легального импорта, падение налоговых поступлений и напоследок – запоздалая реакция фискальной службы в виде налогового компромисса по сделкам с сомнительными контрагентами.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №25 (767) от 22 июня 2015 года




