Украине необходимо реформировать энергосистему таким образом, чтобы каждый потребитель смог выбирать разные источники энергии, определяя их структуру в зависимости от экономической и экологической целесообразности, считает заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
«Нельзя забывать о необходимости максимально возможного использования местных ресурсов, усиления их роли в энергетических балансах, создания эффективных региональных систем энергоснабжения и энергопотребления», — пишет он в статье «Новые возможности для развития региональной энергетики».
Как отмечает эксперт, сокращение энергоемкости экономики, использование безопасных для окружающей среды и кошелька потребителей местных и возобновляемых источников энергии, создает большое количество новых рабочих мест и способствует возникновению малых, рассредоточенных предприятий, предоставляющих энергетическую и финансовую независимость отдельным людям.
За последние два года в Украине благодаря строительству объектов альтернативной энергетики и внедрению программ энергоэффективности было создано около 15 тыс. новых рабочих мест, а также было привлечено 20 млрд грн иностранных инвестиций.
Между тем, несмотря на мировые тенденции и взятые Украиной обязательства перед Европейским энергетическим сообществом (доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе – 12% до 2020 года), украинские власти выбрали иное направление развития энергетики – строительство атомных и угольных тепловых электростанций большой единичной мощности. Судя из проекта обновленной Энергетической стратегии на период до 2030 года, правительство намерено двигаться в этом направлении и в обозримом будущем, отмечает эксперт.
По мнению Г.Рябцева, единственная причина такого положения вещей – желание сохранить централизованное управление и армию бюрократов, не несущих никакой ответственности за свои решения.
«Хотя в Украине ежегодно в прямом смысле «вылетает в трубу» свыше 30 млн тонн условного топлива, чиновники продолжают пропагандировать принцип «баланса интересов производителя и потребителя», означающий лишь одно: всегда побеждает сильнейший – крупный энергопроизводитель (и «курирующие» его финансово-промышленные группы)», — подчеркивает эксперт.
Альтернативным источником энергии в Донецкой, Луганской, Львовской и Волынской областях, как отмечается в статье, может стать шахтный метан. Запасы этого местного ресурса в Украине, по разным оценкам, составляют 12–25 трлн куб. м, из которых 3–4 трлн куб. м – неиспользуемые промышленные запасы.
Существенный вклад в энергетический баланс Буковины, Закарпатья и Львовской области может внести восстановление гидроэлектростанций (ГЭС) на малых реках. Полвека назад в Украине работали до 1500 малых ГЭС, но из-за неоправданной централизации энергоснабжения большинство из них были остановлены. В настоящее время в стране функционирует не более 80 станций совокупной мощностью около 100 МВт. Вместе они производят порядка 300 млн кВт-ч в год, занимая в энергобалансе Украины всего 0,2%.
В свою очередь, Одесская, Херсонская, Днепропетровская области и Крым являются самыми перспективными регионами страны с точки зрения гелиоэнергетики, реально достижимые показатели которой оцениваются здесь в 270–340 тыс. МВт-ч в год.
«Однако ни солнечные коллекторы, ни, тем более, фотоэлементы широкого распространения на юге и востоке Украины пока не получили. Одна из основных причин – большой срок окупаемости солнечных систем (5–8 лет), что в 1,5–2 раза больше европейских показателей. Впрочем, это ненадолго, ведь традиционное топливо и энергия продолжают дорожать», — резюмирует автор.




