Похоже, предпраздничные акции, организованные розничными операторами с целью оживить спрос в нескольких регионах Украины, вызвали нездоровый ажиотаж вокруг бензиновой темы. Во-первых, когда заронили крамольную мысль о том, что снижение цен на 1 грн/л вполне возможно без ущерба для топливного бизнеса (кстати, Антимонопольный комитет в этом уверен). Во-вторых, когда возврат к прежним цифрам на стелах АЗС заставил ряд СМИ сделать поспешный вывод о грядущем подорожании нефтепродуктов в рознице (причем на ту же гривню). Масла в огонь непонимания подлили и некоторые «эксперты», заявившие, что «снижение цен ничем не было обоснованно с экономической точки зрения, то есть сейчас, если понизить цену на рубль (вероятно, имеется в виду все же украинская валюта — авт.), то по некоторым позициям это будет торговля, можно сказать, практически с нулевой маржой».
Сначала об обоснованности. Давно известно, что во время кризиса следить за одной лишь рентабельностью недостаточно: основной фактор развития в таких условиях – это объемы продаж, стимулировать которые можно, лишь снижая цены, пусть даже и на пару дней перед праздником. В идеале, конечно, топливо должно дешеветь благодаря сокращению прямых и косвенных издержек, но и рекламные кампании, привлекающие внимание к тому или иному бренду, при наблюдаемом в настоящее время обвале спроса (а объемы февральского наличного рынка в 2006–2009 гг. соотносятся, как 1,0 : 1,2 : 1,9 : 1,1), вовсе не столь уж необоснованны. К тому же, все гуру экономики наперебой твердят: в рекламе, как и в езде на велосипеде, важно не останавливаться, а продолжать все время крутить педали. Именно благодаря этому те, кто даже в кризис продолжает себя «раскручивать», зачастую и становятся «королями» рынка.
Теперь о «нулевой марже». В результате трехкратного падения цен на нефть и вызванного экономическим кризисом уже упомянутого снижения спроса объем наличного топливного рынка Украины к февралю 2009 г. сократился в 3,1 раза по сравнению с августом, составив не более $0,3 млрд, причем удержать его на указанном уровне трейдерам удалось именно за счет четырехкратного повышения текущей розничной маржи (до 40% для дизельного топлива). Иначе говоря, если сегодня приобрести в Украине тонну дизеля и реализовать ее по существующим ценам, то с каждого литра можно выручить по 2 грн. Разумеется, на практике розничная наценка несколько ниже, но не настолько, чтобы упасть до нуля даже во время рекламных акций. Особенно если учесть, что сегодня литр малосернистого дизельного топлива европейского качества, доставленного из Роттердама, с учетом всех налогов и сборов, транспортных и иных затрат должен стоить не дороже 4,70, а литр премиального бензина – 5,30 грн (при заработке АЗС 15% и межбанковском курсе 8,40 грн/$1). Это означает, что, сделав необходимую поправку на качество, следовало бы установить розничную стоимость отечественного дизеля где-то на уровне 4,00, а высокооктанового – 4,90 грн/л (что, соответственно, на 160 (!) и 70 коп. ниже нынешних цен на заправках).
Не исключено, что похожие рассуждения приводились и в выводах Антимонопольного комитета, переданных, по словам его главы, «межведомственной рабочей группе, которая продолжает функционировать под эгидой Минтопэнерго, которое участвует в формировании цен». Переданных, но так, похоже, и не услышанных…
Прогноз дальнейшего развития ситуации на топливном рынке противоречивый. Стоимость импортных партий нефтепродуктов снижается. Не исключено, что после грозного окрика из Кремля заметно подешевеет и российское топливо. Информационные агентства цитируют Владимира Путина: «В связи со снижением цен на мировых рынках нефтяники должны вернуться к показателям 2008 г. и даже несколько ниже». А раз должны, то… За импортом наверняка потянется и украинский оптовый рынок. То есть, и рознице пора бы снижаться, да проблемы с оборотными средствами не исчезли, банки продолжают своевольничать, а гривня снова падает. Так что, похоже, в ближайшее время трейдеры не рискнут трогать цены.