Основная проблема сланцевой нефте- и газодобычи — быстрое истощение скважин. Так, около 40% общей добычи нефтяной скважины за предполагаемый срок ее жизни (в среднем 18 лет) на Баккене приходится на первые 400 дней, далее происходит резкий спад добычи. В результате основная доля себестоимости в добыче сланцевой нефти связана с капитальными затратами. Об этом пишет в статье для «Российской газеты» Василий Танурков, аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал».
По данным, приводимым автором материала, в результате процесса постепенного пересмотра прогнозов амортизация на баррель добычи крупнейшего производителя сланцевой нефти — компании Continental Resources, выросла с 7,27 долл. в 2006 г. до 17–20 долл., прогнозируемых компанией на 2012 г. (притом что стоимость бурения скважин за этот период времени упала).
По данным Shell, пишет В.Танурков, экономически целесообразна добыча лишь на наиболее богатых месторождениях, с содержанием нефти от 90 литров на тонну сланца, кроме того толщина пласта должна составлять не менее 30 метров. Лишь 32% запасов сланцевой нефти сосредоточено в месторождениях с содержанием нефти в 90 и более литров на тонну. И далеко не все эти месторождения могут похвастаться толщиной пласта в 30 и более метров. Таким образом, реальные извлекаемые запасы сланцевой нефти оказываются на порядок меньше общих (около 300–400 млрд баррелей), что уже не выглядит столь угрожающим на фоне общих запасов традиционной нефти.
По мнению аналитика компании «Велес Капитал», достижение прогнозируемых экспертами уровней добычи сланцевой нефти — около 2 млн баррелей в день к 2020 году — сможет только лишь приостановить падение собственной добычи в США и вряд ли окажет серьезное влияние на глобальный рынок нефти. А с учетом того, что 70% запасов сланцевой нефти приходится на США — нет оснований ожидать появления новых крупных игроков на нефтяном рынке.
При этом В.Танурков напоминает, что Россия обладает собственными запасами сланцевой нефти: сосредоточено около 7% мировых запасов. Лет через тридцать, предсказывает эксперт, баженовская свита Западной Сибири станет важным ресурсом российской нефтедобычи, и инновации в сфере добычи сланцевой нефти окажутся востребованы российской нефтяной промышленностью. Пока же добыча сланцевой нефти в России по словам автора статьи не имеет никакого экономического смысла.



