Консорциум проекта Nabucco представил нефтяным компаниям, разрабатывающим азербайджанское газоконденсатное месторождение Шах Дениз, новый вариант газопровода под названием Nabucco-West.
Проект Nabucco-West предполагает строительство газопровода, длина которого уменьшится до 1300 км, что в три раза меньше по сравнению с первоначальным вариантом, говорится в пресс-релизе на сайте консорциума. Магистраль протянется от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена и пройдет по территории Болгарии (412 км), Румынии (469 км), Венгрии (384 км) и Австрии (47 км).
Кроме того, стало известно, что Турция заключит до конца июня соглашение с Азербайджаном о сооружении Трансанатолийского газопровода для поставок природного газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз в Европу. Об этом заявил в интервью газете The Financial Times министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. По его словам, это более реалистичный на данный момент проект поставок газа в Европу по «Южному газовому коридору», чем Nabucco в его первоначальном виде «Было бы преждевременно говорить о том, что этот проект в данной ситуации неосуществим, – заявил министр. – Однако его концепция и название будут изменены». Как отметил Т. Йылдыз, он может быть назван Nabucco-West и станет менее протяженным, чем планировалось ранее.
Первоначальный проект Nabucco предусматривает строительство газопровода длиной 3900 км, который должен связать прикаспийский регион со странами Евросоюза. Сроки начала строительства и запуска Nabucco несколько раз откладывались.
В конце февраля этого года The Wall Street Journal сообщала, что консорциум проекта Nabucco решил снизить мощность газопровода в два раза и провести его только по территории Австрии и Болгарии. Консорциум проекта – немецкая RWE, болгарская Bulgargaz, австрийская OMV, румынская Transgaz и турецкая Botas (венгерская MOL отказывается от партнерства) – пока не нашел ресурсы для заполнения трубы. 14 мая стало известно, что немецкий концерн RWE также намерен пересмотреть свое участие в проекте, предположительно, из-за роста затрат на строительство.
В настоящее время консорциум Shah Deniz – британская BP, азербайджанская Socar и норвежская Statoil – в качестве маршрута экспорта газа на европейские рынки рассматривает также Юго-Восточный европейский газопровод (SEEP), предложенный BP. Ранее консорциум планировал сделать выбор между SEEP и Nabucco к концу июня этого года, пишет «Эксперт».
Ключевой причиной пересмотра проекта Nabucco стало отсутствие сырьевой базы, полагает ведущий эксперт Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. «Инициаторы проекта так и не смогли договориться о поставках газа с Туркменистаном, которая должна была стать одним из ключевых доноров Nabucco. В результате строить столь длинный газопровод стало попросту некуда. Неясные перспективы Nabucco уже привели к тому, что некоторые участники сообщили о намерении покинуть проект, – говорит он. – Новый вариант маршрута теоретически может повысить инвестиционную привлекательность проекта. Однако у нынешнего варианта проекта имеется ряд серьезных конкурентов. В рамках «Южного коридора» Европа сейчас рассматривает целый ряд новых проектов, которые будут конкурировать как за потребителя, так и за сырьевую базу».
Российский «Южный поток», по мнению Сергея Воскресенского, вряд ли будет ориентироваться на европейские проекты. «Российский маршрут критиковали еще в период активного развития проекта Nabucco. Претензии были те же – зачем строить столь дорогой трубопровод, если рядом будет построен более дешевый и с более дешевым газом, – отмечает он. – Однако эта критика не остановила российский проект. Маловероятно, что его остановят кипрские и израильские проекты. У российского проекта есть очень веские козыри – у него есть сырьевая база, есть практически утвержденный вариант маршрута газопровода и нет проблем с финансированием».
Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин не отрицает, что открытие новых месторождений Кипра и Израиля сыграло свою роль в твердом решении об изменении проекта Nabucco. «Однако об этом речь заходила уже при планах строительства турецко-азербайджанского ТАНАР, в предположении с его воссоединением на территории Болгарии. Новости об успешной разведке месторождений Кипра и Израиля, быть может, уже не оставляли сомнений, что Nabucco в прежнем виде существовать не может, – говорит он. – Но эти события, скорее всего, не повлияют на остановку проекта строительства «Южного потока». По прогнозам Международного энергетического агентства, энергопотребление будет только возрастать. Но конечная цена для потребителей может измениться в меньшую сторону».
Возникновение «укороченного» проекта Nabucco (Nabucco-West) управляющий активами УК «Финам менеджмент» Роман Беседовский связывает со стремлением участников консорциума как приблизить стоимость проекта к посильным для себя величинам, так и решить проблему доступа к ресурсной базе, изменив ее потенциальную географию. «Безусловно, в своем текущем виде проект, даже несмотря на наличие конкурента в лице «Южного потока», выглядит существенно более экономически целесообразным по сравнению со своим первоначальным видом, – говорит он. – Многие моменты, касающиеся газовых месторождений на средиземноморском шельфе, пока не разрешены, что откладывает разработку и добычу. С другой стороны, с учетом перспектив увеличения объемов потребления газа европейскими странами в ближайшие годы, даже в случае параллельного «Южному потоку» запуска Nabucco-West с ресурсной базой в Кипре-Израиле, места на рынке хватит всем. Это вопрос диверсификации рисков, экономических и политических. Сближение Кипра и Израиля выступает сильным раздражителем для Турции, стремящейся стать членом Евросоюза, с одной стороны, но лишающейся потенциального дохода и рычага политического влияния в виде «трубы» – с другой. В принципе для ЕС выгоднее форсировать развитие «облегченной» версии Nabucco, но это может усложнить его отношения с Турцией».



