Депутат немецкого парламента, один из авторов «зеленого» тарифа Ганс-Йозеф Фелл, который на днях посетил Украину, выразил уверенность в том, что достижение 100% возобновляемых источников энергии в энергобалансе Украины к 2050 году может стать реальностью. «Для Украины 100% возобновляемых источников энергии к 2050 году — это реально с технической точки зрения … Германия может достичь этого даже раньше», — сказал он.
По его мнению, Украина имеет огромный потенциал возобновляемых источников энергии в части биоэнергетики, благодаря чему может покрывать свои потребности в полной мере и еще экспортировать биогаз в Европу, в том числе в Германию. «Вы можете производить биогаз самостоятельно и поставлять его газотранспортной системой в Европу вместо российского газа», — говорит немецкий эксперт.
Кроме этого, он отметил огромный потенциал ветровой и солнечной энергетики в Украине, а также геотермальной энергии и энергии морских волн.
Ганс-Йозеф Фелли убежден, что «германское энергетическое чудо» вполне по силам Украине, и призвал не верить доводам «атомного лобби» о том, что возобновляемая энергетика дорога. Такие обвинения, по словам специалиста, безосновательны.
Реальным доказательством этого является Германия, где электроэнергия, произведенная из солнечной энергии, дешевле атомной и не несет значительной финансовой нагрузки для потребителя. Так, в период с 2004 до 2012 года «зеленый» тариф для солнечной энергетики в Германии снизился с 54 до 15 евроцентов за кВт-час. При этом, отрасль до сих пор остается привлекательной для инвесторов, ведь себестоимость производства «зеленой» электроэнергии благодаря технологическому прогрессу постоянно снижается. В то же время стоимость ископаемых источников энергии постоянно растет.
Эксперт уверяет, что секрет успеха достаточно прост — рядовые немцы сами инвестируют в возобновляемые источники энергии. Однако, при этом довольно важно иметь правительственную поддержку и стимулирующее законодательство. И дело здесь не только в привлекательности «зеленого» тарифа, который является существенным стимулом инвестиций, а в доступе к сети, балансировке энергосистемы, наращивании аккумулирующих мощностей, банковском кредитовании альтернативной энергетики.
Таким образом, внедрение возобновляемых источников энергии приносит свои результаты, в первую очередь — это экономическая стабильность и занятость населения, что приводит к созданию новых рабочих мест. Например, в Германии за последние 10 лет количество рабочих мест в возобновляемой энергетике увеличилось практически в 10 раз и достигло цифры в 380 тыс. А в 2020 году работу в этом секторе могут уже получить около 500 тыс. человек.
В Украине этот показатель тоже не стоит на месте, как отмечает президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины (АПЕУ) Виталий Давий. За последние три года он достиг 15 тыс. новых рабочих мест, а в ближайшие годы, по прогнозам, увеличится еще в 4–5 раз.
По словам председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Николая Пашкевича, именно внедрение европейского опыта должно стать главным ориентиром для Украины. «Возобновляемые источники энергии играют центральную роль в усилении стабильности и энергетической безопасности во всем мире … Поэтому попытки Минэнергоугля принять новую Энергостратегии, где основой является ископаемые источники энергии, — это ошибка», — подчеркнул он.
Наконец, исполнительный директор компании IBCentre Юлия Березовская отметила, что в свое время Германия тоже проходила этап становления возобновляемой энергетики и отказалась от традиционных источников, что сопровождалось оживленными дискуссиями. На сегодня Украина имеет перед собой успешный пример и результат принятия правильного решения в пользу возобновляемой энергетики, которым стоит воспользоваться еще со старта.
Как сообщалось, в проекте обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, текст которого обнародован на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности для обсуждения с общественностью, доля установленной мощности возобновляемой энергетики в Украине должен составить 5–7 ГВт (10–12 ГВт включая крупные гидроэлектростанции) в 2030 году, или менее 10% от общей установленной мощности при годовом объеме генерации 11–16 ТВт-ч (23–28 ТВт-ч включая крупные ГЭС). Зато, Держенергоефективности предлагало Минэнергоугля увеличить долю установленной мощности возобновляемой энергетики до 6,4 ГВт в 2015 году, до 9 ГВт в 2020 году, до 13 ГВт в 2025 году и до 17 ГВт в 2030 году.



