Четырнадцать событий четырнадцатого года.
По уже сложившейся традиции, в последние дни декабря редакция «Терминала» предлагает независимым экспертам и представителям государственных структур определить 14 самых значимых событий ушедшего года, стараясь не заглядывать за границы нефтегазового рынка. Вот что у нас с ними получилось на этот раз.
1. ЗАПРЕТ ПРОВЕРОК КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ
При трехстах [процентах прибыли] нет такого преступления, на которое он [капитал] не пошел бы, даже под страхом виселицы.
(Tомас Джозеф Даннинг, английский профсоюзный деятель)
Рейтинг события по шкале от 0 до 9 – 8,5
Когда Украина станет государством с развитой рыночной экономикой, ее экономисты, скорее всего, как Алан Гринспен, будут утверждать, что «вся система антимонопольного законодательства… – это беспорядочная смесь экономической иррациональности и невежества…, продукт наивных и, без сомнения, нереалистичных экономических теорий». Тогда отечественный Милтон Фридман заявит, что оно «приносит гораздо больше вреда, чем пользы», а украинский Михаил Саакашвили наверняка подпишет Закон «О свободе торговли и конкуренции», отменяющий любые ограничения в деятельности частных компаний. Но это будет возможно, лишь если цены в нашей стране будет устанавливать не каждый отдельно взятый субъект хозяйствования, а Альфред Маршалл с его законом спроса и предложения.
До той поры верить, что все вопросы будут «решаться в экономическом поле», способен разве что инвестиционный банкир Владимир Демчишин, по воле случая ставший отраслевым министром. Хотя слова главы Минэнергоуглепрома – не более чем эхо действий КМУ, отменившего 31 августа любые проверки субъектов хозяйствования (за исключением фискальных) и намеренного продлить этот запрет на 2015-2016 гг.
Власти, похоже, невдомек, что такой шаг – не поддержка экономической конкуренции, как она полагает, а нарушение ст. 42 Конституции Украины, согласно которой «государство защищает права потребителей, осуществляет контроль качества и безопасности продукции». Отсутствие проверок на украинских заправках УЖЕ привело к тому, что на сотнях из них с использованием поддельных сертификатов соответствия и паспортов качества массово реализуются суррогаты. Широко практикуется введение потребителя в заблуждение в отношении характеристик предлагаемого на АЗС топлива. До трети продаж нефтепродуктов пребывает в тени. Только по высокооктановому бензину объемы предложения, подсчитываемые разными органами власти, отличаются более чем на полмиллиона тонн. Ежемесячно по 200…300 тыс. т проданных компонентов моторного топлива исчезают, не оставляя налогового следа. До миллиона тонн потребляемых в Украине нефтепродуктов получено из коксохимического сырья, газового конденсата, стабильного газового бензина и прочих полуфабрикатов на неприспособленных для этого предприятиях…
Похоже, гражданам нашей страны пора перестать надеяться, что государство станет выполнять требования Конституции, и брать инициативу в свои руки, создав Национальную систему мониторинга качества товаров без участия близоруких чиновников.
Вытаскивать на берег утопающего – недальновидно. В другой раз тебя рядом может и не оказаться. Лезь в воду и научи тонущего плавать ■
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»




