В конце прошлого месяца, при рассмотрении вариантов расчета себестоимости добычи природного газа отмечалось, что расчет на основании затрат ПАО «Укргаздобыча» (вероятно, не полных) наконец привел к повышению ставок рентной платы для частных компаний. В результате, частные газодобытчики оказались в худших конкурентных условиях по сравнению с госкомпаниями. 2 марта текущего года указанное конкуренту неравенство было снято.
Это произошло в связи с принятием Верховной Радой изменений в Налоговый кодекс Украины, согласно которым максимальная ставка рентной платы (в том числе для государственных компаний) составила также 70% от цены продажи природного газа (вместо 20%).
При условии 70% рентной ставки, расчетная себестоимость добычи газа (по данным ПАО «Укргаздобыча») будет составлять уже около 295 долл. США за тыс. куб. м.
Согласно расчетам, рентная плата в структуре затрат составляет около 83%, а остальные 17% — все остальные затраты. Очевидно, что такая структура не учитывает всех эксплуатационных и непроизводственных затрат, содержит заниженную стоимость амортизационных отчислений из-за недостаточного внимания в прошлые периоды к переоценке основных средств и ее отражению в бухгалтерском (налоговом) учете.
Таким образом, государство на сегодняшний день существенно увеличило долю прибавочной стоимости, которую она хочет изъять за счет рентной платы, тем самым сокращая долю, которая остается предприятиям на возмещение их текущих расходов и на инвестиции для поддержания или наращивания объемов добычи углеводородов. При этом совершенно не принимаются во внимание и без того крайне негативные результаты деятельности предприятий отрасли за 2014 год по сравнению с 2013 годом. Например, по направлению эксплуатационного и поисково-разведочного бурения их объемы по предприятиям НАК «Нефтегаз Украины» за январь-декабрь 2014 соответственно составляют: 97,2 тыс. м поисково-разведочного и 113,4 тыс. м эксплуатационного бурения.
По сравнению с соответствующим периодом 2013 года объемы разведочного бурения сократились на 21,9 тыс. м или на 18,4%, а эксплуатационного — на 13,5 тыс. м или на 10,6%.
Следствием текущей макроэкономической ситуации является фактическое сворачивание деятельности Chevron в Украине, Shell — колеблется, остальные добывающих компаний пока находится в состоянии неопределенности, а председатель правления ПАО «Укргаздобыча» Сергей Костюк заявил 3 марта, что повышение ренты до 70% ставит компанию на грань выживания.
Учитывая изложенное, ради создания условий для развития нефтегазовой отрасли и стимулов к инвестициям, считаем необходимым безотлагательно начать и завершить до конца текущего года следующее:
- Изменить концепцию определения ренты на добычу углеводородов, которая была бы основана на:
- учете текущих цен и затрат;
- справедливой стоимости основных средств;
- большей дифференциации ставок ренты в зависимости от условий добычи;
- прогнозируемой периодичности пересмотра ставок;
- полномочиях независимой экспертной организации касаемо их расчета, которая пользуется доверием органов государственной власти, предприятий отрасли, общественных организаций.
- Разработать и утвердить методику определения ренты на добычу углеводородов (далее — Методика);
- В рамках разработки Методики, также разработать и утвердить Порядок определения и учета себестоимости добычи и первичной переработки углеводородов;
- Определить и наделить соответствующими полномочиями независимую экспертную организацию, осуществляющую расчеты ставок рентных платежей и предоставляющую их на утверждения соответствующим органам государственной власти.
Текущая ситуация с применением рентной платы в нефтегазовой отрасли требует безотлагательного профессионального реагирования.
Ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Виктор Логацкий