
Военно-энергетическая агрессия России безвозвратно толкает Украину в семью ЕС.
На фоне растущего обострения газовых отношений между Брюсселем и Москвой Киев сможет получить существенную поддержку и открыть для себя новые возможности в газовой сфере. Наш главный дивиденд – стабильные поставки реверсного газа по рыночной цене и инвестиции в модернизацию ГТС.
Пока же можно говорить об усилении газового партнерства между Киевом и Брюсселем. По каким признакам можно об этом судить? Во-первых, начало интенсивных переговоров о непосредственной финансовой помощи со стороны ЕС для закачки газа в наши ПХГ с целью устранения риска энергетических проблем зимой 2015 – 2016 гг. А это – реальная работа над проблемой недостатка средств для закупки газа. Намерения ЕС поддержать Украину в данном вопросе открыто подтвердил вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович. В то же время, глава НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев заявил о необходимости привлечения иностранного капитала в размере $1,5 млрд для закачки газа в ПХГ до осени этого года.а последний год Украина и ЕС существенно укрепили газовое партнерство. Надежности этой тенденции придает то, что она развивается на платформе исключительной взаимной выгоды. То есть ни центральные органы ЕС, ни отдельные европейские компании не будут дотировать украинскую энергетическую сферу, а будут участвовать лишь в тех операциях, которые принесут им прямую выгоду. От понимания этой специфики и будет зависеть успех украинско-европейского газового сотрудничества в ближайшее время.
Существует высокая вероятность того, что Еврокомиссия окажет помощь Украине по предоставлению кредита на выгодных условиях на указанную суму для приобретения и закачки энергоресурса накануне зимы нынешнего года. Потенциальными кредиторами могут выступить ЕБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация либо Всемирный банк. Главное для украинской стороны – не упустить время и попытаться получить кредит не позднее середины лета для использования максимального снижения газовой цены в летний период. Добавим, что Украина уже закачала с 11 апреля 316 млн куб. м природного газа в свои ПХГ в рамках подготовки к новому отопительному сезону, пополнив газовые хранилища до уровня 8 млрд куб. м, за ближайшие семь месяцев нужно довести эту цифру до 17 млрд.
Во-вторых, важный момент состоит в том, что на газовых переговорах с Россией Украина синхронизирует свою позицию с ЕС, выступая в качестве европейского энергетического партнера. Например, министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин недавно заявил, что Украина вскоре представит в Еврокомиссии свою позицию по проведению трехсторонних газовых переговоров с участием России. Таким образом, Киев дистанцируется от самостоятельной газовой игры с Брюсселем и Москвой. В этом поведении есть рациональное зерно: только благодаря поддержке ЕС нынешняя власть в состоянии демонстрировать хотя бы относительные успехи в газовой сфере на фоне серьезных проблем в других сегментах отечественной энергетической системы.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №18 (760) от 4 мая 2015 года