
После Васильковской трагедии власть внезапно заметила существование теневого рынка
Умиляет, как убедительно выглядят широко открытые глаза народных и прочих избранников, вдруг обнаруживших ими же крышуемые и давно известные гражданскому обществу теневые схемы. Но, спеша в революционном запале закрыть «200 незаконных АГЗС» (они, в отличие от отраслевых экспертов, даже количество знают!), представители власти делают вид, что не понимают причин, которые привели к буйному расцвету неподконтрольной государству экономики. Между тем, по ее доле от официального ВВП Украина давно опередила не только США, Китай и всех членов ЕС, но большинство стран Африки и Латинской Америки.
Укрываемая от государства деятельность (об оружии и наркотиках речь не идет) приобрела в нашей стране гораздо больший размах, чем в Болгарии, Румынии, Польше, Словакии, не говоря о Старой Европе (хотя даже там мимо бюджетов проходит ежегодно по 2,2 трлн евро). Согласно расчетам Фридриха Шнайдера из университета Линца и его коллег из Дрезденского университета и Всемирного банка, выполненным в 2010 г. для 162 стран, доля теневой экономики в Украине восемь лет назад достигала 47% официального ВВП. Достаточно консервативные расчеты Минэкономразвития говорили тогда о 28%. Сегодня же даже оно признает, что теневикам принадлежит 42% официального ВВП (в США – 7; в ЕС-27 – 18, в странах Африки – до 40%).
И хотя расчеты Ф. Шнайдера для Украины заканчиваются 2007 г., установленный им показатель ведет себя так же, как и определенный Минэкономразвития. Так что если продлить полученную европейцами кривую до нашего времени, то доля теневого сектора в прошлом году превысила 70% официального ВВП, или 43% всей экономики нашей страны.
По мнению специалистов Минэкономразвития, причинами «усиления теневых процессов» в прошлом году стали:
- макроэкономическая нестабильность и социально-политическая напряженность;
- панические настроения населения Украины;
- резкий рост убыточности предприятий в стране;
- появление неподконтрольных власти территорий на востоке Украины;
- утеря контроля над значительным участком украинско-российской границы.
Впрочем, доля неподконтрольной власти экономики последовательно увеличивается с 2012 г. Если говорить о теневом топливном рынке, то о темпах его роста можно судить по официальным «статистическим расхождениям», определяемым как производство плюс импорт плюс переходные остатки минус экспорт минус реализация. Если в 2011-м этот показатель составлял 3%, то в 2012-м – 10, 2013 г. – 16, а в 2014-м – 25%.
Не секрет, что спрос на бензин и дизель (прежде всего в депрессивных регионах и зоне АТО) во многом удовлетворяется за счет контрабанды и полулегального производства, поддерживаемого главами органов местного самоуправления. До миллиона тонн потребляемых за год нефтепродуктов получено из коксохимического сырья, газового конденсата, стабильного бензина на оборудовании, далеком от совершенства. Сотни тысяч тонн продаваемых на оптовом рынке компонентов моторного топлива ежемесячно исчезают, не оставляя налогового следа. Теневики фактически «растворились» среди участников рынка и вполне легально реализуют суррогаты, не опасаясь законодательно запрещенных проверок. Благодаря антиконституционному бездействию государства их выручка возросла до $2,3 млрд в год.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»