
Украина должна наработать методологию определения ставок рентной платы за пользование недрами при добыче нефти и газа, а не устанавливать их исходя из политических договоренностей, в том числе в зависимости от дефицита государственного бюджета.
Такое мнение выразил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко, сообщает «Интерфакс-Украина»
«Пока не будет серьезной модели определения рентной платы, это будет элементом спекуляции со стороны политиков, и рентная плата будет постоянно пересматриваться», — сказал он на пресс-конференции в агентстве.
По словам эксперта, постоянный пересмотр рентной платы при добыче природного газа оказывает негативное влияние на имидж страны и привлечение инвесторов в нефтегазодобывающую отрасль.
«Несбалансированный интерес между отраслью и налоговиками приводит к тому, что наша газодобывающая отрасль находится в глубокой деградации, хотя если бы государство уделяло внимание отрасли, Украина уже давно могла бы добывать газ на том уровне, чтобы себя полностью обеспечивать», — подчеркнул В.Омельченко.
В свою очередь сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич обратил внимание, что на сегодня дебаты относительно установления рентных платежей обнажили разные интересы внутри газодобывающего сектора в виде государственной газодобычи, частных газодобытчиков и компаний, работающих на основе договоров о совместной деятельности.
«Отдельно работают добывающие компании, отдельно работает совместная деятельность, и внутри уже нет единого понимания того, как надо отстаивать интересы отрасли. А государство в интересах отдельных политических сил, мягко говоря, пытается кого-то пнуть с рынка», — сказал он.
В свою очередь, независимый эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский отметил, что вопрос рентных платежей для «Укргазвыдобування» на сегодня увязали с вопросом установления тарифов на газ для населения, что позволяет политикам спекулировать на этой теме.
По его мнению, установление рентных платежей и тарифообразование для населения не должны быть связаны между собой, как это происходит сейчас, когда поступления от ренты «Укргазвыдобування» указывают основным источником бюджетных средств, из которых выплачиваются субсидии для населения. В итоге предполагаемый эффект для государственной газодобычи от повышения тарифов на газ для населения нивелируется из-за высокой рентной нагрузки на эту компании.
Эксперт также считает, что власть сегодня принимает противоречащие решения в части политики энергосбережения, параллельно повышая тарифы на газ для населения и увеличивая социальную норму потребления газа.
По его мнению, если потребитель выходит за социальную норму, то весь объем использованного газа он должен оплачивать по верхней планке, а не только то, что потреблено сверх этой нормы. «Появляется экономический интерес и экономический стимул для экономии и тогда логика, что богатые платят за бедных, начинает работать», — отметил он.