
Угроза приостановки поставок ТВЭЛ из России не столь остра для Украины по нескольким причинам.
Такое мнение выразила Ольга Кошарная, директор по связям с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум», передает Данкор онлайн.
Среди факторов, почему Украине сейчас не сулят проблемы с поставками ядерного топлива, эксперт называет следующие:
- Украина остается для «Росатома» крупнейшим рынком сбыта с объемом около $800 млн. Пример «Газпрома», фактически потерявшего некогда крупнейший для себя украинский газовый рынок, достаточно убедителен и служит предупреждением для российских атомщиков;
- в этом году на плановое продление срока службы останавливается ряд энергоблоков украинских АЭС, так что потребление ТВЭЛ сокращается;
- в Украине создан запас топливных элементов, которых хватит не только на этот сезон, но и на следующий;
- в подписанном с Westinghouse контракте предусмотрено, что в случае форс-мажора компания обязуется резко нарастить производство и поставку ТВЭЛ в Украину.
«Так что, по совокупности причин, я бы не отнесла угрозу остановки поставок ядерного топлива из России к числу реальных экономических рычагов влияния», — говорит О. Кошарная.
Вместе с тем, она отмечает, что Украина все-таки остается зависимой от поставок ядерного топлива из РФ: «Мы остаемся весьма зависимыми от поставок российских ТВЭЛов. ТВЭЛы западной компании Westinghouse пока находятся только в опытно-промышленной эксплуатации на одном энергоблоке одной АЭС, и только по итогам этого года будет принято решение о целесообразности перевода на них других блоков».
Еще одной важной проблемой в отрасли атомной энергетики для нашей страны является хранение отработанного ядерного топлива.
По словам О. Кошарной, у НАЭК «Энергоатом» сейчас нет свободных ресурсов для постройки давно предусмотренного планами хранилища отработанного ядерного топлива, поэтому оно по-прежнему отгружается в Россию. Тем не менее проектные работы ведутся, и в случае погашения задолженности ГП «Энергорынок» перед «Энергоатомом», которая превышает 10 млрд грн, появится возможность начать и сооружение хранилища.
Другой вариант — если генерирующей компании удастся привлечь кредит на выгодных условиях, что сейчас, впрочем, довольно проблематично из-за хронических проблем с расчетами за электроэнергию. На крайний случай, если Россия откажется принимать отработанное ядерное топливо, есть возможность на определенное время захоронить отходы в сухом хранилище Запорожской АЭС, построенной по европейским образцам, и оперативно приступить к строительству собственного хранилища. Так что влияние и этого фактора вряд ли стоит переоценивать.
Детальнее о проблеме обращения с отработанным ядерным топливом читайте в статье директора проектов по ядерной энергетике НТЦ «Психея» Сергея Барбашева, которую Вы сможете найти на страницах ближайшего выпуска журнала «Терминал».