Мировое производство сжиженного природного газа (СПГ) растет быстрее, чем любого другого топлива, угрожая позициям традиционных поставщиков нефти и газа в Европе и на Ближнем Востоке.
За счет открытия новых запасов в Австралии и Восточной Африке газ, по прогнозам, станет вторым крупнейшим источником энергии к 2030 году вместо угля, а впоследствии может составить конкуренцию нефти. Это угрожает не только лидеру по экспорту СПГ Катару, но и поставщикам газа по трубопроводам, включая Россию и Норвегию. «В дальнейшем эти открытия могут привести к созданию глобального рынка газа, что снизит влияние монополистов», — сказал аналитик Societe Generale Тьерри Бро.
Несмотря на экономический спад, продажи СПГ в 2011 году выросли на 10%, а производство достигло 240,8 миллиона тонн, по данным Международной группы импортеров СПГ. В денежном выражении продажи СПГ составили $250–260 млрд — около трети продаж газа, тогда как нефти было продано на $2,2 трлн.
К концу десятилетия Австралия может стать мировым лидером по продаже СПГ, обогнав Катар, продающий 77 млн тонн в год. Аналитики прогнозируют продажи Австралии в 60 миллионов тонн в год к 2017 году и 100 миллионов тонн к 2020 году.
В Восточной Африке, по оценкам Геологической службы США, находятся свыше 250 триллионов кубических футов (7,1 триллиона кубометров) газа, залегающих на территории Кении, Танзании и Мозамбика. Для сравнения, запасы Нигерии — крупнейшего в Африке производителя энергоносителей — составляют 186 триллионов кубических футов.
На Азию в 2011 году пришлось почти две трети продаж СПГ, и эта доля будет расти, учитывая экономический подъем региона, открытие новых импортных терминалов и закрытие АЭС в Японии после катастрофы в Фукусиме в 2011 году.
Значительная доля спроса приходится на Китай, который так и не договорился о цене газа с Россией и активно строит терминалы для приема СПГ. Сейчас Китай потребляет примерно столько же газа, сколько Великобритания — 100 млрд куб. м в год, но, по оценке Международного энергетического агентства (IEA), к 2020 году потребление в Китае превысит 300 млрд куб. м в год, а к 2030 году — 600 млрд.
Потребление СПГ будет расти и в Европе, поскольку запасы газа в Северном море сокращаются, а Евросоюз стремится снизить зависимость от российского газа.
Отметим, что сейчас на рынке газа доминируют традиционные поставщики по трубопроводам: Россия, Норвегия и Канада. Но спрос на СПГ будет расти за счет появления новых рынков сбыта и новых поставщиков, включая Австралию, Восточную Африку и, возможно, США.
Этому способствует то, что СПГ можно быстро доставить туда, где в нем возникает потребность. «Привлекательность СПГ в том, что где-то газа в избытке, а где-то его не хватает», — сказал аналитик Bernstein Роб Уэст.
По прогнозам аналитиков, к 2035 году основными источниками энергии в мире станут газ и нефть, на которые будет приходиться 60% мирового спроса на энергоносители. По мнению IEA, спрос на газ превысит спрос на уголь до 2030 года, а к 2035 году потребление газа приблизится к потреблению нефти, пошатнув позиции ОПЕК.
Следует отметить, что рост спроса на СПГ привлекает новых игроков, например, одного из крупнейших нефтяных брокеров PVM, недавно начавшего работать с контрактами на СПГ. Такие крупные продавцы, как трейдер Mercuria, также расширяют продажи сжиженного газа.
Нефтяные гиганты Европы и Северной Америки устремились в Австралию и Восточную Африку, чтобы не упустить свою долю рынка СПГ. К концу десятилетия основными игроками на этом рынке, по мнению аналитиков, будут Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Chevron, BG Group, Total и BP.
«Газпром» и Statoil, пока более активные на рынке газопроводных поставок, планируют строить терминалы по экспорту СПГ и покупать активы за рубежом.



