В кабинете и.о. главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Александра Мельниченко висят фотопортреты выдающихся мистиков прошлого, а также множество икон. Но, несмотря на свою приверженность эзотерике, А. Мельниченко в работе руководствуется исключительно рациональными нормами — правовым полем и конкуренцией, как залогом процветания. В контексте развития этих двух стандартов и выстроилась беседа и.о. главы АМКУ с РБК-Украина за несколько дней до Нового года.
РБК-Украина: Как вы оценивате 2009 г. с точки зрения монополизации рынков? Как известно, количество выявленных антиконкурентных сговоров за 11 месяцев 2009 г. выросло более, чем в два раза. Это результат экономического криза или рост эффективности АМКУ?
Александр Мельниченко: Повлиял не столько экономический кризис, но попытки отдельных бизнес-групп заработать сверхприбыли на неправомерном повышении цен, воспользовавшись политической борьбой в стране в надежде, что механизмы государственной власти ослабнут. Я проработал в АМКУ 16 лет, пребывал у истоков его создания и убежден, что благодаря украинскому конкурентному законодательству и государство, и общество в лице АМКУ имеют эффективный инструмент влияния на экономические процессы в стране. И 2009 г. подтвердил это.
С точки зрения защиты конкуренции — это был период ценовых всплесков. Один сменял другой — бензиновый, сжиженного газа, сахара, зерна, медикаментов. Действиями АМКУ, скоординированными с Кабинетом министров Украины, эти кризисы были пресечены. Мы же доказали всем, что можем принимать подобные вызовы, оперативно и жестко реагировать на них. Если кто-то впервые нарушил закон, но признал нарушение, немедленно исправил положение на рынке: снизил цены, возместил потерпевшим убытки, то при определении наказания АМКУ учитывал такое поведение нарушителя и не применял максимальные штрафы. К тем же, кто не следует нашим законным предписаниям, применялись — и будут применяться суровые конкуренционно-финансовые санкции. Эта позиция АМКУ, как это было на рынках авиагорючего, где мы применили самые высокие штрафные санкции в истории Украины, остается в силе. Мы уже выиграли два суда по данному делу, и будем требовать снижения цен на авиагорючее. Точно так же мы действуем и на других социально важных рынках, отстаивая интересы государства в судебных процессах, когда ответчики решаются обжаловать решения АМКУ. Таких, кстати, менее 10%.
РБК-Украина: И насколько успешны судебные споры для АМКУ?
А.М.: Мы выигрываем 80% дел в судах. Это один из самых высоких показателей среди государственных контролирующих органов. И это происходит за счет профессиональной позиции АМКУ и объективных решений хозсудов.
Я 12 лет работал судьей и знаю, что большинство судей — высокопорядочные и высокопрофессиональные люди. Если бы не профессионализм судей хозсудов, было бы невозможно построить в Украине существующую сейчас эффективную систему защиты конкуренции, которую недавно высоко оценили независимые эксперты OЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития — РБК-Украина).
РБК-Украина: Какова была ситуация с конкуренцией на рынках нефтепродуктов?
А.М.: Это стратегический рынок государства. Практически ежедневно провожу совещания по ценовой ситуации на этих рынках в Киеве, Крыму, других областях. Сегодня могу сказать точно: никаких оснований для повышения цен на нефтепродукты нет. Также нет оснований для повышения цен на продукты питания, как и нет причин для ценовых кризисов либо дефицита товаров.
Что касается рынка бензинов, то иногда нас спрашивают: почему АМКУ действует недостаточно жестко? Мой ответ: 4 млн грн. штрафов только в 2009 г. — разве этого мало? Спросите об этом у руководителей крупных компаний. И посмотрите на цены: они снижены по всей территории государства. И АМКУ продолжит глубокое аналитическое расследование на рынках нефтепродуктов в 2010 г.
РБК-Украина: А что вы скажете о группе «Приват», которая имеет запутанную управленческую систему и, по оценкам некоторых экспертов, контролирует уже 50% нефтепродуктов?
А.М.: Повторяю что, АМКУ исследует ситуацию на рынке и готовит соответствующие решения. Но мы можем оперировать исключительно юридическими фактами, а не умозаключениями экспертов.
РБК-Украина: При этом АМКУ неоднократно говорил о необходимости получения им статуса правоохранительного органа.
А.М.: Да, это — действительно государственный подход к будущему ведомства. АМКУ должен быть де-юре признан правоохранительным органом, тем более, что комитет по сути таковым и является. Достаточно сравнить полномочия АМКУ и прокуратуры. И вы убедитесь, что органы АМКУ, в отличие от органов прокуратуры, имеют право не только осуществлять контроль и проводить расследования, но и применять штрафные санкции. Статус правоохранительного органа для АМКУ позволит не только повысить эффективность расследования сговоров и монопольных злоупотреблений, но и защитит чуть более 800 наших сотрудников.
РБК-Украина: Каковы законодательные инициативы АМКУ?
А.М.: На сегодняшний день большая часть предложенных в АМКУ изменений в законы уже приняты парламентом. OЭСР и другие мировые экономические организации считают, что в Украине одно из самых эффективных конкурентных законодательств. Но мы не сидим сложа руки и, в частности, разработали изменения в Уголовный кодекс, предусматривающие введении ответственности за ценовые сговоры между компаниями, которые могут угрожать национальной безопасности. Ведь только в 2009 г. АМКУ выявил и пресек более 550 сговоров. ВР уже проголосовала за данный законопроект в первом чтении, надеюсь, что примет его и во втором.
РБК-Украина: Действительно, функции АМКУ усилились, но не надо забывать, что они могут быть и инструментом давления со стороны чиновников на предпринимателей. Не приведет ли новая роль к злоупотреблениям представителей АМКУ своим положением?
А.М.: Если хоть один такой факт мне станет известен, то будут применены самые жесткие меры юридического наказания. Но за последние годы не было ни одного установленного факта злоупотребления своим должностным положением со стороны сотрудников АМКУ. И это легко проверить, обратившись в правоохранительные органы.
РБК-Украина: Как вы относитесь к системе мониторинга цен на нефтепродукты Platts, которую используют многие страны для контроля за формированием цен?
А.М.: Система Platts работает более 100 лет и является авторитетным источником. Но мы задались вопросом, почему в XXI веке источником информации для формирования цен на такой стратегический товар как бензин является субъект хозяйствования — частная фирма «Мак-Гроу-Хилл», а не группа экспертов с мировыми именами из авторитетных экономических организаций. Поэтому мы пригласили представителей группы «Мак-Гроу-Хилл» в Украину с просьбой раскрыть механизмы формирования предлагаемых ими цен на нефтепродукты. Тогда и будем делать выводы.
РБК-Украина: Какова позиция АМКУ относительно поставок облгазами населению природного газа?
А.М.: Рынок газа должен быть конкурентным, и свои предложения по этому поводу АМКУ передал правительству. Диктатором же рынка должно быть не государство, а массовый потребитель, на спрос которого предприятия должны отвечать увеличением предложения, а не повышением цен.
РБК-Украина: То есть, вы не одобряете возврата облгазов в структуру «Нафтогазмережи» — дочки «Нафтогаза Украины»?
А.М.: Государство в лице ВР и Кабмина вправе регулировать рынок таким путем, но с соблюдением принципа гарантирования защиты конкуренции. Эти органы государственной власти вправе даже создавать монополии, но при условии, что общественная польза от этого превышает негативные последствия от ограничения конкуренции.
РБК-Украина: Как Вам работается с приставкой и.о.?
А.М.: Для меня должность — это лишь ступенька на пути самоусовершенствования, самореализации на пути духовного восхождения. Профессиональную деятельность рассматриваю как часть творчества души. 16 лет назад я был приглашен на должность заместителя председателя АМКУ. Судьба предоставила мне удивительный шанс — быть одним из авторов украинского конкурентного законодательства и реализовать в этом законодательстве свои правовые идеи и принципы. Принимая участие в создании АМКУ, сопровождая законопроекты в стенах Кабмина, Верховной Рады и секретариата Президента, я осознал роль, место антимонопольной политики и правоприменения, как одного из важнейших инструментов управления государством и обществом. У меня есть ясное представление, каким должен быть АМКУ сегодня, завтра, через годы, как должны работать правовые нормы на развитие экономических процессов, защиту миллионов украинцев и честных предпринимателей. Поэтому приставка и.о. для меня ровно ничего не значит. Тем более, в своей профессиональной деятельности в 2009 г. удалось реализовать многое из задуманного. Скажу прямо: думается, что АМКУ выдержал испытания 2009 г., показал свой характер и потенциал. У нас нет причин опускать глаза, наоборот — коллектив на подъеме, и хочет послужить расцвету Украины