Россия и Белорусь вчера подписали ряд документов, касающихся поставок и транспортировки российской нефти в Белорусь. Они регулируют льготные поставки нефти для внутреннего потребления и завязаны на стабильность тарифа на транзит российской нефти в Европу через белорусскую территорию, сообщил вице-премьер РФ Игорь Сечин президенту Дмитрию Медведеву. По его словам, осенью текущего года в случае необходимости стороны намерены провести сверку и корректировку объемов поставок нефти и тарифов.
Россия на переговорах пошла на компромисс в части тарифов на транспортировку нефти, а в остальных вопросах осталась на своих позициях, рассказал источник, знакомый с ходом переговоров. В частности, беспошлинно Белорусь получит 6,3 млн т нефти. Кроме того, тариф будет рассчитываться в российских рублях и индексироваться раз в год. При определении величины тарифа будет учитываться экономическая обоснованность расходов компаний, участвующих в транспортировке нефти, в частности белорусской транспортной компании.
«В документе прописаны принципы формирования тарифа и его индексации. Этот тариф приемлем как для российской стороны, так и выгоден для белорусской стороны», — говорит он. По подсчетам Минэнерго, достигнутые соглашения позволят сэкономить российскому бюджету порядка 2 млрд долл.
С начала года Россия и Белорусь не могли согласовать новые условия контракта. В частности, Москва предлагала беспошлинные поставки нефти только для внутреннего потребления страной (6,3 млн т в год). Белорусы, не согласные с этим условием, угрожали поднять ставку транзита нефти в Германию и Польшу в десять раз, до 45 долл. за тонну, а также в 5,5 раза ставку на транзит электроэнергии в Калининградскую область.
Российская сторона продавила свою точку зрения, считает президент Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук (Белорусь). «Минск, очевидно, пошел на уступки под давлением того, что денег на закупку нефти под ставку экспортной пошлины в 100% у страны нет. Однако остановка белорусских НПЗ была бы гораздо более серьезным испытанием для властей, чем неподписание соглашения», — говорит эксперт. Теперь команде президента Белоруссии придется модернизировать свою программу, так как без 4% ВВП, которые были потеряны в результате этой сделки, станет очень сложно работать, добавляет он.



