Газовая проблематика останется основной в российско-украинских отношениях после президентских выборов в Украине. Такое мнение высказал директор Международного института политической экспертизы (Россия) Евгений Минченко. «Газовая проблема – это проблема номер один, и тут некуда деться», — сказал он.
Он отметил, что действующий одиннадцатилетний договор по газу между Украиной и РФ предусматривает четкий механизм влияния на любое правительство Украины через взимание или не взимание штрафов за недобор газ. «Есть всегда рычаг давления – вы не выбираете законтрактованные объемы – платите штрафы… В прошлом году штрафы простили, но это не значит, что так будет и дальше», — считает Е. Минченко.
Кроме того, он подчеркнул, что Украина не имеет альтернативных поставщиков газа, поскольку туркменский газ расписан по долговременным контрактам между Ираном, Китаем и Россией. Соответственно, Россия остается основным поставщиком газа для Украины, напомнил эксперт.
Также он отметил, что за время работы правительства в Украине ухудшилась ситуация в газодобывающей отрасли из-за того, что закупочная цена на газ ниже, чем себестоимость добычи. «В Украине газ есть непосредственно на ее территории, и есть ресурсы для увеличения добычи за счет шельфа», — сказал он.
По словам эксперта, Россия заинтересована в увеличении добычи газа непосредственно в Украине, чтобы иметь возможность спокойно поставлять его в Европу.
Е. Минченко также считает, что для Украины в нынешнем сложном экономическом положении существующая цена на газ очень высокая, и у нее всегда будет возникать проблема с платежеспособностью. По его мнению, есть несколько вариантов решения этой проблемы. В частности, создание газотранспортного консорциума с участием РФ, ЕС, и переговоры о снижении цены или исключение из контрактов возможности взимания штрафных санкций.
Второй вариант решения этого вопроса прямой выход «Газпрома» на украинский рынок. «Сейчас «Газпромсбыт Украина» получает газ от «Нефтегаза», который, в свою очередь, покупает его в «Газпроме», — сказал он. «Если будет возможность выходить на рынок Украины напрямую, минуя «Нефтегаз», то есть продавать его на прямую предприятиям, имея возможность варьировать цены, то приобретает смысл покупка ИСД и других металлургических и химических активов», — считает он. По его мнению, покупать украинские металлургические и химические предприятия без льготных цен на газ экономически «не очень интересно».