
Второй месяц кремлевские мастера информационной войны ювелирно нанизывают одну полуправду на другую, а в Киеве все еще не могут достойно ответить
После подписания газовых соглашений 2009 г. цена «голубого топлива» для Украины казалась чрезмерной (как шокировали $95 в 2006 г. и $179,5 – в 2007-м). Впрочем, президент Беларуси Александр Лукашенко тогда заметил: «Украина любую цену переварит». Что ж, «переварили» и $360/тыс. куб. м. Правда, вопросы остались. Тем более что с того времени ситуация лишь ухудшилась. В Белокаменной не оставляют надежд поправить финансовые дела «Газпрома» за чужой счет. Нас чуть ли не насильно заставляют приобретать колоссальные объемы «голубого топлива» (хотя его цена в четвертом квартале составит около $397/тыс. куб. м), постоянно попрекая при этом предоставленной «субсидией». Хороша «субсидия» (по определению – не подлежащая возврату и невознаградимая), если она оформлена как долг и подразумевает бесплатное подселение в наш дом после 2017 г. российской тетушки Авроры по фамилии Крейсер!
Последние заявления руководства «Газпрома», сопровождаемые отменно отрежиссированными замечаниями «озабоченного возможностью разжигания новой газовой войны» премьера, до боли напоминают информационную артподготовку октября-ноября 2009 г., когда Кремль планомерно готовил европейское общественное мнение к будущему «нехорошему поведению» Украины. Как и три года назад, Москва виртуозно формирует основанную на полуправде «доказательную базу», и ее аргументы звучат убедительнее наших оправданий. (Особенно если они основаны на обвинениях экс-чиновников, «не имевших права подписывать то, что подписали».)
Главный российский посыл сегодня таков: «Мы заинтересованы продавать европейскому потребителю газ по рыночным ценам. Но нас пытаются шантажировать расторжением контракта, выторговывая нерыночную цену. И хотя мы уже предоставили украинцам большую скидку, они все равно не хотят платить, делая заложниками своей жадности европейского потребителя». При этом Кремлю уже не требуется обстоятельно доказывать, что «Украина тырит газ», он может попросту сослаться на «историю вопроса». К сожалению, никаких превентивных действий Киев не предпринимает, рискуя вновь (как в 2008 г.) оказаться в положении догоняющего и оправдывающегося.
Казалось бы, чего проще: заявил Владимир Путин, что Россия ежегодно «предоставляет Украине субсидию в размере $4 млрд», почему бы Николаю Азарову тут же не ответить, что это не субсидия, а плата за пребывание Черноморского флота РФ в Севастополе после 28 мая 2017 г. А если российский премьер сомневается, пусть внимательнее прочтет ст. 2 соглашения, подписанного президентом РФ в Харькове 21 апреля 2010 г.
Поведал глава «Газпрома» Алексей Миллер, что «газ для Украины обходится дешевле, чем для Польши, Венгрии, Турции и Румынии», почему бы не собрать журналистов и не рассказать, что без «харьковской скидки» это топливо продается нам дороже, чем для Германии, хотя Украина является его крупнейшим потребителем, обеспечивая 25,4% экспортной выручки «Газпрома».
Заявил один московский умник, что «риски «газовой войны» за последнюю неделю резко возросли», так как Украина «нашла один способ разорвать контракт – путем ликвидации «Нефтегаза», так почему бы не показать незнающему Программу экономических реформ на 2010-2014 гг., на с. 66 которой сказано: «Провести реструктуризацию НАК «Нефтегаз Украины» путем выделения магистральной транспортной сети и газохранилищ… в отдельную независимую компанию».
Подробнее о формульном подходе по определению цены природного газа в Украине и Европе читайте в журнале «Терминал» №37 (571) от 12 cентября с.г.