Белоруссия вошла в Таможенный союз с Россией и Казахстаном ради «равнодоходных цен на газ с Россией», которые она получит в Едином экономическом пространстве, и ради этого готова терпеть сегодняшние потери, считает директор центра по проблемам европейской интеграции Белоруссии Юрий Шевцов.
«Сам по себе Таможенный союз с Россией и Казахстаном для Белоруссии — это какой-то ситуативный момент, главный интерес Белоруссии относительно Таможенного союза – это его следующая фаза, единое экономическое пространство», — сказал Шевцов на заседании дискуссионного клуба «Эксперт» «Таможенный союз: приобрести больше, чем потерять», — передает «Новости-Казахстан».
«В рамках ЕЭП Беларусь должна получить равные цены на газ и на другие энергоносители, причем не просто равные, а равнодоходные цены на газ с российскими субъектами хозяйствования», — пояснил он. Именно поэтому, по словам белорусского эксперта, темпы перехода Белоруссии к условиям единого экономического пространства «заложены особым пакетом соглашений, более быстрыми, чем, переход, допустим Казахстана».
«Вот это единственный, но ключевой принципиальный ответ, почему Белоруссия пошла в Таможенный союз, а не стала настаивать на развитии союзного государства с Россией, которое у нас существует», — продолжил Шевцов.
При этом, по его оценке, пока ЕЭП для Белоруссии не стало действовать, страна «в основном несет потери от вступления в Таможенный союз».
«Мы потеряли в той или в иной форме возможность высокодоходного экспорта нефтепродуктов, продукции нефтехимии в Евросоюз. этот экспорт давал профицит очень крупный в торговле с ЕС, за счет которого покрывался дефицит торговли с Россией – а тот образовывался за счет высоких цен на нефть и газ», — уточнил он потери Белоруссии.
«С другой стороны, перспектива того, что нам удастся через ЕЭП выйти на высокодоходные цены представляется настолько соблазнительной, что Беларусь идет на это, и если это сработает, то тогда мы получим в нашей структуре экономики, в основе которой крупные перерабатывающие производства, возможность производить теоретически очень высоколиквидную и перспективную продукцию», — заключил он.




