
Хотя экономический прогноз на 2013 г. не обещает существенной коррекции котировок, неустойчивость нефтедоллара может кардинально изменить картину рынка
6 сентября 2012 г., когда биржевые и финансовые аналитики сосредоточились на происходящем в еврозоне и ждали сигналов от Федеральной резервной системы о запуске третьей программы «количественного смягчения» QE3, произошло событие, которое может кардинально изменить правила игры в мировой экономике. В этот день Китай официально заявил о готовности его банковской системы продавать и покупать сырую нефть без использования американского доллара. Не прошло и суток, как было объявлено о создании Китайско-российской восточной нефтехимической компании, которая, по словам президента РФ Владимира Путина, впервые в новейшей истории КНР «будет наделена правом закупать нефть и нефтепродукты, экспортировать и реализовывать [их] на внутреннем рынке Китая». Причем расчеты за поставки российского «черного золота» в Поднебесную тоже будут проводить не в долларах.
С тех пор, как в 1970-х нефть стала мотивирующим фактором мировой экономики, никогда и нигде она еще не продавалась без использования американской валюты. Принятые в начале сентября решения стали едва ли не первой слаженной атакой главного бастиона, благодаря которому США остается экономикой номер один, а доллар – мировой резервной валютой. Предложение Пекина, подкрепленное уже налаженными системами коммуникаций и расчетов, может серьезно повлиять на будущее Ирана, Венесуэлы, Судана, Анголы и ряда стран Ближнего Востока – основных поставщиков сырья второму по величине импортеру, повышением спроса которого биржевые аналитики объясняют в последние годы все взлеты нефтяных котировок. В частности, китайские инициативы позволят Тегерану полностью игнорировать любые санкции Запада, реализуя нефть за юани и используя их для приобретения любых ресурсов, необходимых для развития страны, в том числе ее ядерной программы.
(Кстати, в совместном заявлении, подписанном 30 августа в Пекине премьер-министром КНР Вэнь Цзябао и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в частности, говорится: «Обе стороны намерены поддерживать посредством своих финансовых институтов и компаний использование юаня и евро в двусторонней торговле и инвестициях». Аналогичные положения содержатся в 11 международных документах 2011-2012 гг.)
Ныне очень многое в мировой экономике зависит не столько от стабильности в еврозоне, сколько от заинтересованности политиков «Большой двадцатки» в сохранении нефтедолларовой системы, созданной по инициативе США в 1974-1975 гг. Присоединившись к ней, большинство стран-экспортеров «черного золота» согласились оценивать добываемую нефть в долларах, инвестируя сверхприбыли в долговые ценные бумаги США. Взамен Бахрейн, Ирак, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Йемен получили контракты на поставку вооружений и гарантированную защиту своих нефтяных полей. На протяжении последних сорока лет такое положение дел постоянно увеличивает спрос на американские доллары и казначейские облигации, давая США возможность приобретать нефть за валюту, которую они могут напечатать по решению частной (!) ФРС в любой момент.
Фактически, с каждой сделки от продажи нефти (реальной или «бумажной») на мировом рынке США получают двойную выгоду. Подобно многим, Штаты ежегодно потребляют больше «черного золота», чем добывают. Чтобы покрыть дефицит, необходимы поставки из-за рубежа. Но от других стран США выгодно отличаются тем, что 100% нефтяного импорта они оплачивают собственной валютой. Продажа нефти исключительно за доллары позволяет ФРС напечатать необходимое их количество для приобретения сырья и вернуть их назад в виде казначейских обязательств. Чем дороже нефть, тем больше долгов выкупают его экспортеры у Вашингтона. При этом, если нормировать цены на нефть в золоте, окажется, что с января 2009 г. для всех крупнейших финансовых организаций Нового Света они практически не изменились, тогда как для национальных экономик большинства других стран сырье подорожало в три и более раз.
Порожденный нефтедолларовой системой искусственный спрос на американскую валюту предоставил США «право» на многократное увеличение неумеренных и ничем не обеспеченных бюджетных расходов (и «права» требовать их сокращения от всех других стран-импортеров)…
Подробнее о добыче материал читайте в журнале «Терминал» №38 (624) от 24 сентября 2012 г.