
Пока политики удерживают страну в состоянии показного противостояния, на топливном рынке продолжаются процессы оптимизации
На фоне рекордного за последние годы сокращения объемов внутреннего потребления мазута выход работы Одесского НПЗ на уровень в 76,8% номинальной мощности вызывает целый ряд вопросов. И первый среди них – куда же девается темная фракция, уходившая при прежнем собственнике предприятия для дополнительной переработки на Балканы? Не совсем понятно и то, каким образом будут реализованы планы профильного министерства относительно увеличения в следующем году переработки на Кременчугском НПЗ в два раза. Особенно интересно, откуда придет сырье в условиях никем не отмененного фактического бойкота полугосударственного украинского завода со стороны российских добытчиков. Однако обо всем по порядку…
Итак, официальная статистика зафиксировала за десять месяцев текущего года сокращение потребления мазута в стране на 44,8% – до 151,6 тыс. т. Таким образом, 283,5 тыс. т этого продукта нефтепереработки, произведенного за указанный период в Украине, не нашли своего потребителя на внутреннем рынке. Последнее, по мнению ряда экспертов, связано с переориентацией основных потребителей мазута на более дешевые виды топлива. Это грозит, среди всего прочего, затовариванием складских мощностей отечественных производителей. При этом использование остальных видов нефтепродуктов за рассматриваемый период в нашей стране хоть и упало, но не столь резко. В частности, потребление бензина снизилось на 5,8% до 3,3 млн т, а дизельного топлива – на 2,7% до 4,8 млн т.
Вместе с тем, «в верхах» продолжают говорить о скором запуске переработки в Лисичанске, что, учитывая объемы переработки в Одессе и Кременчуге, должно само по себе привести к существенному укреплению позиций отечественных нефтепродуктов на рынке, а их доля может составить порядка 60%. Тем не менее, остается открытым вопрос обеспечения заводов сырьем. Ведь «нефтяную блокаду» со стороны российских компаний никто пока не отменял. А украинской нефти не хватает даже одному «Привату»…
Как известно, жертвой активности Игоря Коломойского на рынке украинской нефтепереработки пал даже российский «ЛУКОЙЛ». Тогда, в 2007-м контроль над «Укртатнафтой» установила группа «Приват», которая позже отсудила у татарстанской стороны принадлежащие ей акции предприятия. Они были возвращены на счета эмитента, а затем выкуплены структурами украинского олигарха. Именно из-за конфликта группы «Приват» с прежними собственниками завода из Татарстана последние перекрыли любую возможность поставок российской нефти в Кременчуг.
Заложником чужого конфликта стал и Одесский НПЗ – ведь тогда трубу развернули в обратную сторону и стали прокачивать казахстанскую нефть на «Укртатнафту». Поэтому даже российский нефтегигант был вынужден в 2010 г. остановить завод в Одессе в силу невозможности получать трубопроводную нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Спустя два года остановился и принадлежащий на тот момент ТНК-ВР завод в Лисичанске.Плоды решений трехлетней давности в Южной Пальмире пожинают до сих пор.
Однако, как видим, Сергей Курченко все же находит возможности для вывода собственного перерабатывающего актива…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №50 (688) от 16 декабря 2013 г.