
Об одном средстве гибридной войны
Сегодня мало кто замечает, что многие информационные потоки формируют с единственной целью – обмануть получателя. Неправда – чудный наркотик, вызывающий сильнейшее привыкание у субъекта и объекта лжи. В мире все больше людей, готовых принять за истину все что угодно, и все меньше способных мыслить самостоятельно, критически оценивая события. Заставив человека поверить новостным подделкам и искаженным фактам, можно легко контролировать его сознание. А где есть контроль, неизбежна эксплуатация, усилившаяся с появлением Интернета и превратившая в средство войны безобидные ранее фейки.
Согласно словарю молодежного сленга, фейк (англ. fake – подделка, фальшивка, липа) – это распространяемая по Всемирной паутине заведомо ложная информация. Последняя должна быть изложена по возможности достоверно или содержать сведения, которые сложно проверить. Фейковое сообщение, как правило, состоит из картинки (поддельной или «из архива»), сопровождаемой текстом, который описывает произошедшее событие. Тем самым достигается больший эффект, так как визуальный образ маркирует факт лучше слов. Первыми фейками по праву можно считать немецкие «утки» XVIII века. Тогда редактора серьезных изданий, опасаясь за свою репутацию, помечали сомнительные заметки в них литерами N. T. (Non Testatur – лат. «не проверено»). Простой немецкий бюргер, не вдаваясь в тонкости, читал эти буквы одним словом – «энте», что по-немецки означает «утка» (die Ente). Но если первые фейки (как и газетные «утки» вроде «развесистой клюквы») были, как правило, безобидными розыгрышами для потехи и привлечения читателей (наподобие видео о приземлениях НЛО), то появление фейков в последнее время порождено иными причинами.
А таковых только две. Первая проистекает из главного медийного закона эпохи онлайна: выигрывает лишь тот, кто выбросил контент быстрее всех. Так что мало какие СМИ утруждают себя аргументацией. Большинству пероскребов достаточно ссылки на анонимных «экспертов», неназванный «источник» и картинки из Интернета, а чиновники вполне могут обойтись данными, полученными с потолка своих кабинетов.
Поскольку человеку, не привыкшему к информационной гигиене, приходится все больше принимать на веру, у медийных дирижеров не может не возникнуть желания растолковать происходящее в нужном для себя свете. В этом вторая причина массовости фейков. Заказные статьи коекакеров все дальше уводят аудиторию от адекватного восприятия действительности. Здесь фейки идут в ход сознательно, а нередко и фабрикуются специально под поставленную задачу. Стоит сказать, что высокая плотность фальсификата в информационном пространстве чаще всего отражает крайнюю скудность реальной фактуры, на основании которой можно обвинить оппонента в чем-либо неблаговидном.
Правда, сегодня в нашей стране появились и фейки третьей категории, создатели которых мастерски используют и непрофессионализм журналистов, и заказные публикации в подконтрольных большому бизнесу СМИ. Это фейки необъявленной войны Кремля против Киева. А поскольку распространяемая с их помощью дезинформация играет на глубоко укоренившихся эмоциях россиян и отвлекает внимание людей от насущных политических и экономических проблем внутри страны, в процессе злонамеренного тиражирования таких новостей участвуют не только профессиональные солдаты информационных войн, но и рядовые граждане, стремящиеся подкрепить свою точку зрения «убедительными доказательствами».
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал»