
Отсутствие конкретных реформ в экономике и топливно-энергетической отрасли создает реальную угрозу суверенитету страны, а население остается один на один с приближающимся периодом холодов.
Такое мнение выразил директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
По его словам, планы работы энергетической отрасли (если таковые имеются) по причине их секретности, недоступны общественности.
«Это не позволяет ни успокоить население, ни оценить экспертно, насколько планируемые работы по обеспечению страны теплом и электроэнергией в осенне-зимний период будут эффективны», — отмечает он.
При этом, по его словам, уже начавшиеся веерные отключения потребителей не позволяют надеяться, что недопоставку тепловой энергии потребители смогут скомпенсировать за счет электрообогрева.
Кроме того, он отмечает, что поставки импортного угля идут крайне медленными темпами и не позволят скомпенсировать его нехватку из-за остановки угледобычи на востоке страны.
Эксперт подчеркивает, что в украинских портах недостаточно глубоководных площадок для приема судов тоннажем 100…200 тыс. т. В то же время, импорт мелкими партиями невыгоден.
В то же время покрытие нехватки угля в объеме 1,2 млн. т возможно за счет введения в действие новых и модернизации существующих шахт на Львовщине. Однако этого объема недостаточно, а указанные работы в шахтах требуют времени и денег.
Надеяться на замещение природного газа мазутом также, по его мнению, не стоит.
«Из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов сегодня работает лишь один Кременчугский, и то на минимальной загрузке нефтью. Объекты нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной инфраструктуры с долей государственной собственности находятся под полным контролем коммерческих структур. Государство не в состоянии проводить на этих предприятиях свою политику. Мини-НПЗ, которые могли бы покрыть ситуативную нехватку мазута простаивают из-за отсутствия сырья», — говорит эксперт и подчёркивает, что украинская нефтеперерабатывающая промышленность практически уничтожена.
Помимо проблем нехватки природного газа и остановки угледобычи следует добавить то, что наша страна на три четверти зависима от российской стороны по нефтепродуктам.
Сергей Сапегин отмечает, что этот дефицит, в случае реализации негативного сценария, покрыть будет нечем: «Наличных остатков топлива хватит лишь на одну-две недели. Далее наступает транспортный коллапс».
Стоит отметить, что отраслевыми учеными и экспертами были наработаны и представлены в Минэнергоугля предложения по минимальным запасам нефти и нефтепродуктов. Но никакого решения по ним нет. Другие предложения тоже остаются не услышанными.
Таким образом, по его мнению, правительство пока что показывает свое бессилие и не может работать на опережение.