ПОВТОРА НЕ БУДЕТ
Рецессия, дополнительные стимулы и мировые цены на нефть
В начале октября замедление экономики США достигло своего дна, что реанимировало опасения о новой рецессии. Например, Н. Рубини не только настаивает на возможности повтора, но и увеличил вероятность рецессии до 40%. Это заставило Федеральный резерв заявить о необходимости дополнительных стимулов для экономики США. «Терминал» в №40 за 2010 г. уже объяснял, что осеннее замедление было закономерным и предсказуемым с точки зрения общей ресурсной модели экономических циклов. Факт заявления о стимулах вызвал дискуссию по поводу их эффективности и оказал влияние на мировую цену нефти задолго до того, как эти стимулы были приняты 3 ноября. Поскольку такое стимулирование является довольно неоднозначным и спорным, то мы решили еще раз вернуться к этому вопросу, поскольку стимулы могут оказывать влияние как на темпы роста экономики США, так и на мировую цену нефти в среднесрочной перспективе.
Текущая фаза подъема в США является крайне нетипичной, противоречащей теоретическим представлениям о росте и экономическом цикле. Обычно подъем сопровождается сокращением уровня безработицы и ростом темпов инфляции. А спад – увеличением безработицы и снижением цен. Однако на момент официального окончания рецессии в США (июнь 2009 г.) уровень безработицы составлял те же 9,6%, что и сегодня. Более того, осенью минувшего года уровень безработицы увеличился и достиг максимального значения после Великой Депрессии в 10,1%. Одновременно зимой наблюдалась дефляция, а ныне уровень инфляции меньше минимального, который устанавливает Федеральный резерв. Еще более нетипичная ситуация сложилась в Японии – там с дефляцией борются уже более десяти лет.
Однако с точки зрения ресурсной модели такая ситуация не является нетипичной. Она характерна для любых стран с интенсивным ростом производительности труда, для лидеров в области внедрения новых технологий.
Терминал по-прежнему утверждает, что повторной рецессии в США не будет. Однако монетарная политика Федерального резерва влияет на темпы роста экономики, скорость выхода из рецессии, общую продолжительность фазы роста. Согласно ресурсной модели, осеннее замедление экономики США обусловлено рекордным значением за последние сорок лет скрытого перерасхода совокупных ресурсов на производство ВВП.
Усиление монетарной политики Федерального резерва таит в себе все больше потенциальных проблем. Побочным эффектом такой политики является резкая девальвация – почти на 10% – доллара на мировых рынках с начала года, что поначалу стимулирует экспорт США. Обратная сторона девальвации – увеличение спекулятивной составляющей в ценах нефти, нефтепродуктов и другого сырья; увеличение денежной массы, что создает объективные предпосылки для раскручивания инфляции в будущем.
Еще до утверждения второго этапа триллионных «вливаний» начали расти инфляционные ожидания. Некоторые крупные финансовые фонды активно скупали защищенные от инфляции долговые обязательства правительства.
Многие экономисты обращают внимание на слабую эффективность этих «вливаний». Некоторые считают, что снижение налогов было бы эффективнее для ускорения роста. Не следует, впрочем, забывать, что снижение налогов также увеличивает бюджетный дефицит.
Как результат девальвации доллара и ожиданий увеличения спекулятивного капитала в сочетании с улучшением в октябре индексов промышленной активности США (с 54,4 до 56,9 пунктов), Китая (с 53,8 до 54,7 пунктов) и ЕС (с 53,7 до 54,6 пунктов), за последнюю неделю резко выросли цены на нефть (около $5/барр. до $86/барр. за первые три дня ноября).
В ближайшую неделю мировые цены на нефть, вероятнее всего, будут колебаться в интервале $82,5–87,5/барр.
Полный вариант статьи читайте в материалах нефтяного обозрения «Терминал» № 45 (527) от 8 ноября 2010 года
Подписаться на аналитический еженедельник «Терминал: нефтяное обозрение»



