
Свежая десятка топливных ЧаВо.
В сезон отпусков вопросы журналистов к экспертам разнообразием не блещут. Да и аналитики активно отдыхают на отечественных и зарубежных курортах, не особенно жалуя средства массовой информации. Поэтому ежегодно в июле «Терминал» предлагает несколько авторских фраз, что называется, про запас.
Вопрос: Подорожает ли бензин? И если да, то почему и насколько?
Ответ:
Если исходить только из экономических соображений, то украинские трейдеры имеют все основания уже сегодня повысить розничные цены на топливо, по меньшей мере, на 1,00…1,50 грн/л (в зависимости от вида нефтепродуктов, марки и бренда). Такой вывод позволяет сделать предложенный Минэнергоугля пересчет себестоимости отечественного или импортного ресурса с учетом логистических затрат, материальных потерь при хранении и транспортировке, условно-постоянных расходов средневзвешенной АЗС, процента кредита и розничной наценки.
Однако наличие экономического потенциала для роста еще не означает автоматического подорожания бензина. Это объясняется тем, что нынешний уровень розничных цен на нефтепродукты близок к так называемой «границе эластичности», пересечение которой приведет к резкому сокращению реализации. Другими словами, стоимость топлива на украинских заправках уже настолько велика, что его дальнейшее подорожание заставит автомобилистов отказываться от покупок. А поскольку ведущие операторы получают прибыль не за счет высокой наценки, а из-за больших объемов реализации, дальнейший рост цен им, как ни странно, невыгоден.
Более того, подорожание еще больше увеличит продажи дешевых спиртовых суррогатов и смесевых «коктейлей» 92+95, стоимость которых (около 19,00 грн/л) на 13…16% ниже, чем у качественного бензина с близким октановым числом.
Так что дальнейшую динамику цен предопределят:
- опасение импортеров потерять принадлежащую им долю рынка в случае увеличения разрыва между стоимостью импортного и смесевого топлива;
- сезон отпусков, когда из-за небольшого внимания электората к событиям на Печерских холмах административное давление на трейдеров традиционно падает;
- динамика топливных котировок на европейских площадках, рост или снижение которых на 3% (при недельном усреднении) означает появление предпосылок к изменению розничных цен на 0,30 коп./л в ближайшие две недели;
- реальный курс национальной валюты, каждая 1 грн ослабления которого (при двухнедельном усреднении) означает появление предпосылок к росту розничных цен на 60…70 коп./л (и наоборот);
- борьба за лояльность рядовых клиентов в период высокого спроса.
Вопрос: Почему, когда нефть дорожает, цены на АЗС растут, а когда дешевеет – то они всего лишь стабилизируются?
Ответ:
К сожалению, транспортные средства заправляют не нефтью, а бензином, на стоимость которого влияют не один, а до 300 факторов. Основные среди них – действительно внешние: цены на нефть и нефтепродукты в Европе, а также прогнозы в отношении них. Поскольку закупочная стоимость топлива в структуре розничной цены составляет, как мы знаем, около 40%, его подорожание в Европе на протяжении недели, например, на 4%, должно при прочих равных условиях приводить к росту стоимости бензина на украинских заправках на 4 · 0,4 = 1,6% еще через две недели (и наоборот).
Но помимо внешних, существуют и внутренние факторы, которые, кстати, не позволили розничным ценам вырасти в начале нынешнего лета. Главный среди них – курс доллара и евро, за которые закупается до 85% реализуемых в Украине нефтепродуктов. Каждая 1 грн укрепления национальной валюты (при двухнедельном усреднении) означает появление предпосылок к снижению розничной стоимости бензина на 60…70 коп./л (и наоборот).
Не менее важны сегодня платежеспособность населения, уровень конкуренции, затраты операторов, качество топлива и его восприятие потребителем, степень налогового и административного давления, сезонный и психологический факторы. Последний, впрочем, особенно капризен, поскольку наше представление о рынке почти невозможно просчитать. Его формируют действительное предложение и спрос, а также искажающие их новости и публикации в СМИ.
Вопрос: Является ли нынешняя цена на нефтепродукты рыночной?
Ответ:
Пока потребитель согласен покупать топливо по предлагаемой продавцом цене, она считается рыночной. И снижать ее должно не государство, а конкуренция, которая, к сожалению, становится все более недобросовестной. Это относится как к ценообразованию, так и качеству ресурса.
Трудно ожидать, что дешевое топливо будет качественнее дорогого. Однако возможны исключения. К примеру, когда отдельные трейдеры (в частности, контролируемые группой «Приват») практикуют грабительское ценообразование (то есть занижают цены), это способствует вытеснению конкурентов с последующим злоупотреблением рыночной властью. Сегодня, когда оборотных средств у трейдеров не хватает, розничная маржа (условно-постоянные затраты плюс наценка) не превышает 15%, а потребитель стал очень чувствительным к стоимости нефтепродуктов, такая политика вынуждает владельцев небольших сетей АЗС прибегать к активной «оптимизации» налогов и качества.
Ответы на следующие вопросы:
- Можно ли снизить цену топлива, перерабатывая нефть на украинских предприятиях?
- Правда ли, что наши украинские трейдеры наживаются на потребителе?
- Как повысить качество нефтепродуктов, реализуемых на украинских заправках?
- Можно ли заправляться смесевым бензином?
- Имеет ли смысл использовать специальные добавки и устройства, которые позволяют экономить до 30% топлива?
- Каким образом можно сократить расход бензина и увеличить срок службы топливной системы автомобиля?
- Как отличить качественное топливо от суррогатного?
Вы сможете найти в продолжении статьи в №29 журнала «Терминал» от 18 июля 2016 года.