Два примера информационных манипуляций
Неоднократные призывы НТЦ «Психея» не будоражить топливный рынок страны жареными фактами, похоже, пропадают втуне. Падкие на сенсации журналисты с завидным постоянством подменяют обстоятельный анализ пустой болтовней, а основанные на математических моделях прогнозы – апокалипсическими пророчествами. Впрочем, чему удивляться, если даже «ДЕЛО» 6 марта выходит под заголовком «В случае войны в Иране бензин в Украине может подорожать до 14 грн за литр», а специалисты по «вырезать-вставить» легко опускают условный оборот, затем убирают модальный глагол, а потом добавляют нужное обстоятельство времени. В итоге на следующий день десятки СМИ пестрят утверждениями: «В марте бензин в Украине подорожает до 14 грн за литр», а «Финансовый обзор» заявляет о 15 грн/л, советуя запасаться топливом впрок.
На чем же основан этот бред? Читаем пояснения аналитика международных рынков Erste Group Рональда Штеферле: «Блокировка Ормузского пролива даже на несколько минут будет иметь драматические последствия. Цена на нефть, безусловно, возрастет до нового рекордно высокого уровня, поскольку 20% мировой добычи нефти приходится на это морское игольное ушко».
Эскалация напряженности в Ормузском проливе действительно способна на некоторое время дестабилизировать мировой рынок, подняв цены на нефть до $150/барр.
Но, во-первых, для этого у США и НАТО нет ни сил, ни средств. Любой военный аналитик скажет, что наличия в Персидском заливе «двух авианосных группировок с ракетными эсминцами и десантными кораблями» из США и «самого современного и мощного эсминца» Великобритании достаточно для проведения политики сдерживания, но никак не для принуждения к прекращению ядерных разработок.
Во-вторых, громко бряцая оружием, и США, и ЕС, и Иран понимают, что конфронтация ныне невыгодна никому из них. Для США – поскольку лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама может не успеть победить в очередной войнушке до выборов, а новые порции гробов – не лучший аргумент для переизбрания на второй срок. Для ЕС – из-за незавидного состояния европейской экономики. Для Ирана – так как 90% его экспорта приходится на нефть и продукты ее переработки. Политика политикой, а бюджеты в кризис нужно наполнять всем. Кстати, мало кто знает, что Тегеран сотрудничает даже с Тель-Авивом. Через Турцию в Иран поставляются израильские сельскохозяйственные технологии, а обратно идут фисташки, ковры и мрамор.
Неудивительно, что 6 марта Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон приняла предложение Тегерана о возобновлении переговоров. В заявлении, сделанном ею от лица США, РФ, Китая, Великобритании, Франции и ФРГ, говорится: «Мы надеемся, что Иран войдет в устойчивый процесс конструктивного диалога, который приведет к реальному прогрессу по снятию давних озабоченностей международного сообщества по его ядерной программе». Это означает объявление «перемирия» до 1 июля, когда должен заработать трубопровод для транспортировки эмиратской и, возможно, саудовской нефти в обход Ормузского пролива.
Но если никто не собирается «блокировать Ормузский пролив», то зачем аналитик Erste Group пугает всех такой возможностью?
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №10 (596) от 12 марта с.г.