
Диверсифицированный топливный рынок не может испытывать недостатка нефтепродуктов
На прошлой неделе одно-единственное заявление анонимного «крупного трейдера» о том, что «многие коллеги не могут спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке и ожидают дефицита [нефтепродуктов] в скором времени», наделало много шума в отощавших на новостном безрыбье отечественных СМИ. Сразу три украинских телеканала и с десяток печатных изданий привело целых пять «причин» возможного «уже в ближайшие дни» топливного ажиотажа: неопределенность с поставками белорусского ТБД, остановка на плановый ремонт Новополоцкого НПЗ, ожидаемые профилактические работы в Мозыре, недостаток нефтепродуктов в России и высокий уровень потребления в августе. При этом мало кого из журналистов заинтересовало мнение всех без исключения отраслевых экспертов, заявивших, что любые опасения, связанные с возникновением дефицита бензина и дизельного топлива на диверсифицированном отечественном рынке, мягко говоря, необоснованны.
Cенсационные заявления журналистов о том, что запасов нефтепродуктов хватит «на три дня», в Украине не редкость. Когда чуть больше года назад один из основных экспортеров – Мозырский НПЗ сократил поставки топлива вдвое из-за проведения плановых профилактических работ, СМИ также публиковали многочисленные страшилки о грядущей недостаче. Но прошла неделя, две, месяц, а напророченного дефицита никто из отечественных потребителей так и не ощутил. Почему? Да потому, что при открытом рынке, когда топливо в Украину поступает из десятка источников, когда в портах Черного моря разгружаются танкеры с греческими, болгарскими, румынскими, сербскими и даже израильскими нефтепродуктами, когда на северной границе страны активно конкурируют между собой поставщики польского, литовского и белорусского ресурса, его дефицит невозможен. Другое дело, что оптовики, не имеющие долгосрочных контрактов с останавливаемым на плановый ремонт НПЗ и предпочитающие работать «с колес», вынуждены на этот период искать цистерновые партии подходящего топлива на свободном рынке. А это не очень удобно и сопряжено с дополнительными затратами.
Поэтому заявления некоторых трейдеров о нехватке ресурса говорят не о грядущем дефиците нефтепродуктов в масштабах всей страны, а о неспособности или нежелании отдельных участников рынка из-за недостатка оборотных средств, резервуаров товарного парка или иным объективным или субъективным причинам обеспечивать бесперебойные поставки топлива своим клиентам. Следует подчеркнуть: временные проблемы существуют лишь у нескольких операторов,но они решаемы, локальны и не являются системными. К тому же, из пяти названных журналистами причин возможного «уже в августе» топливного ажиотажа четыре не выдерживают никакой критики.
Новополоцкий завод действительно остановлен. Но работы эти плановые, причем о сроках их проведения было известно еще в декабре прошлого года. К тому же в перечне лотов, предлагавшихся 10 августа на Единой торговой площадке концерна «Белнефтехим», по-прежнему присутствовали и дизель, и бензин ОАО «Нафтан», поскольку любое уважающее себя предприятие перед плановой остановкой производит достаточно нефтепродуктов для выполнения всех обязательств перед своими постоянными покупателями. Об этом говорится и в пресс-релизе секретариата отраслевой экспертно-аналитической группы: «Ремонтные работы на белорусских заводах не должны вызывать опасений у участников рынка. НПЗ к таким мерам готовятся, накапливая запасы топлива для выполнения контрактов на поставку нефтепродуктов». Что до Мозырского НПЗ, то отгрузки с него будут сокращены (не прекращены!) лишь после 15 сентября, когда на предприятии начнутся профилактические работы, и на августовский баланс повлиять не в состоянии.
Названный в числе факторов возможной нехватки топлива «определенный дефицит нефтепродуктов в России», судя по всему, вообще надуман, поскольку Минэнерго РФ рапортует о принятии активных мер, направленных «на полноценное наполнение внутреннего рынка нефтепродуктов и предотвращения ситуаций, способных привести к созданию дефицита в каких-либо регионах». Благодаря «окончательному налаживанию системы государственного резерва, в формировании которого участвуют все крупные нефтяные компании», запасов топлива в каждом российском регионе достаточно для бесперебойного снабжения всех потребителей более десять суток «даже в условиях бензинового кризиса» (по состоянию на 31 июля, свыше 1,6 млн т одного лишь бензина). Как утверждают в Минэнерго, такой резерв «полностью обеспечивает спрос и является серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе».
«Традиционно высокий уровень потребления в августе», конечно же, мог повлиять на рынок, если бы был выше прошлогоднего…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №32 (618) от 13 августа с.г.