На Днепропетровщине восстанавливают геологическую разведку месторождений сланцевого газа. Таково решение областного совета. А экологи бьют тревогу. Они предостерегают: добыча сланцевого газа повредит сейсмической ситуации, и в близлежащих селах может полностью исчезнуть питьевая вода. Власти же уверяют: решение о добыче газа еще не принято, пока речь идет только об исследовании.
По решению сессии областного совета, сланцевый газ для добычи искать в территории нескольких сельских районов области. О месторождениях узнали еще три десятилетия назад, однако тогда разработку посчитали нецелесообразной. Сейчас депутаты согласовали предоставление специального разрешения на пользование недрами дочернему предприятию национальной компании «Надра Украины» и одной из частных фирм.
Инвестиции в разведку месторождений сланцевого газа на территории области составят сотни миллионов гривен, подсчитали в облгосадминистрации. Но ученые и общественные активисты природоохранных организаций бьют тревогу: экономический эффект может быть перечеркнут потерями для экологии.
В зоне сейсмической активности
Доктор геологических наук, заведующий кафедрой Днепропетровского государственного агроуниверситета Ольга Орлинская предостерегает: месторождения сланцевого газа в регионе — в зоне сейсмической активности, на границе Украинского щита и Днепровско-Донецкой впадины, и сложно спрогнозировать последствия большого количества гидроударов, которые понадобятся для добычи ресурса. Кроме того, говорит она, непонятно, как потом очищать ту воду с песком, начиненную химическими реактивами, которую будут впрыскивать в толщу для вытеснения газа.
«Где будут созданы резервуары для хранения отработанной воды? Эти резервуары должны быть соответствующим образом обустроены. Речь идет об огромных объемах воды. Этими резервуарами могут быть заняты огромные площади сельхозземель. А что будет, если произойдет прорыв такого резервуара? Для примера: в Кривом Роге есть объект балка Свистунова, которая заполнена высокоминерализованными шахтными водами. Когда там произошла авария, то ареал распространения этих загрязненных вод превысил 50 километров от источника загрязнения. Не исключен такой же вариант», — считает геолог Ольга Орлинская.
Немало вопросов и у эколога, профессора Днепродзержинского государственного технического университета Дмитрия Пикарни. Ученый отмечает: добыча сланцевого газа на территории области может привести к проблемам с питьевой водой.
«Екатерининская газоносная площадь. Геологическое строение такое — это не сланец, а уплотненный песчаник, и применять технологию гидроудара там очень опасно. Песчаник хрупкий, и там будет происходить смешение пресных и минерализованных вод. В итоге мы получим то, что в этой зоне вода станет непригодной для питья», — предупреждает ученый.
Во кабинетах чиновников успокаивают: породы, перспективные для добычи сланцевого газа, имеют значительную глубину залегания — от тысячи метров. Тогда как водоносные горизонты, откуда пьют воду жители, находятся на глубине только 65–80 метров.
«Я подчеркиваю: пока речь идет об исследовании»
Кроме того, скважины начнут сооружать после детального изучения месторождений, экологических экспертиз и согласования проектов с соответствующими государственными инстанциями, сказал начальник отдела по вопросам охраны окружающей среды областного совета Валерий Рыжинков.
«Принятие окончательного решения относительно компании, которая будет проводить работы по геологическому изучению месторождений, относится к полномочиям Кабинета Министров. Областной совет предоставляет предварительное согласование. Пока говорить о какой-то промышленной добыче рано. Геологическое изучение продлится минимум два-три года. Я подчеркиваю: пока речь идет об исследовании. Мы не можем точно сказать еще, какой там газ и каким образом он будет добываться. Современные технологии позволяют минимизировать влияние на окружающую среду. Может случиться так, что объемов будет недостаточно, промышленная добыча будет нецелесообразным», — сказал чиновник.
Между тем общественные активисты настаивают на детальном изучении мирового опыта добычи сланцевого газа и разработке в Украине ограничительного законодательства.
«Наибольшие запасы сланцевого газа во Франции, она категорически запретила применение метода крекинга (гидроудара) на своей территории. Большие запасы в Ирландии и Великобритании. Ирландия полностью запретила, Великобритания — частично. В США некоторые штаты вводят ограничения на добычу сланцевого газа с каждым годом все больше и больше», — заявил председатель экологической общественной организации» Зеленый фронт» Олег Перегон.



