Правительственный законопроект, дающий возможность вводить чрезвычайное положение в энергетике, требует существенной доработки
18 июня 2014 г. Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение Верховной Рады проект Закона №4117а «Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе», который предлагает в случае остановки или ограничения поставок энергетических ресурсов в Украину иметь возможность вводить чрезвычайное положение (ЧП) в энергетике. При этом непосредственное руководство предприятиями трубопроводного транспорта и контроль над их деятельностью должны обеспечиваться Министерством обороны Украины, а правительство наделяется расширенными полномочиями.
Инициатором законопроекта выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, который дал поручение разработать этот документ в связи с перекрытием Россией газовой трубы.
Согласно законопроекту, в случае ограничения или прекращения поставок энергоносителей на территорию Украины украинское правительство может принять решение об обязательной продаже природного газа частными газодобывающими предприятиями для нужд населения, а также предприятиям теплокоммунэнерго, при условии введения ими отдельного учета тепла и горячей воды, по цене, установленной Кабмином.
Правительство также просит парламент ужесточить требования по отключению злостных неплательщиков. В частности, в период действия чрезвычайного положения в случае неуплаты за потребленный газ разрешается ограничение энергоснабжения объектов сферы теплоснабжения ниже технологического минимума потребления «голубого топлива», а объектам сферы теплоснабжения, для которых установлен экономически обоснованный тариф, предлагается разрешить ограничение энергопоставок до технологического минимума.
Основными задачами предприятий, учреждений и организаций топливно-энергетического комплекса в особый период являются обеспечение бесперебойной (стабильной) работы топливно-энергетического комплекса и выполнение приказов центрального органа исполнительной власти.
Казалось бы, в положении, когда Крым Украина фактически потеряла, ситуация на востоке страны остается крайнее напряженной, а масла в огонь подливает уже хорошо созревший энергетический конфликт с Россией, такой законопроект является в настоящий момент не то что актуальным, а жизненно важным для украинской экономики и страны в целом.
Но, как говорится, не вымощена ли такими благими намерениями дорога в ад? Или еще хуже – не является ли данный законопроект очередной попыткой проигнорировать государственные интересы?
Чрезвычайная прелюдия
Появлению на свет божий «чрезвычайной кабминовской инициативы» предшествовало весьма интересное и важное событие: 16 июня в 2 часа ночи из здания Кабинета Министров на Грушевского поспешно вышел глава российского холдинга «Газпром» Алексей Миллер. Его сопровождал посол России в Украине Михаил Зурабов. Спустя 20 минут к журналистам, дежурившим под Кабинетом Министров, вышел Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, который сообщил, что переговоры между Россией и Украиной по цене и условиям поставки газа, к сожалению, закончились безрезультатно.
Спустя 7 часов «Газпром» прекратил подачу газа в Украину, сообщив, что теперь поставки будут осуществляться только по предоплате.
«Решение принято по причине хронических неплатежей «Нефтегаза Украины». Просроченная задолженность компании за поставленный российский газ составляет $4,458 млрд», – говорится в сообщении «Газпрома».
Российский монополист и «Нефтегаз» обменялись также заявлениями о подаче исков против друг друга в Стокгольмский арбитраж. В них стороны выдвинули взаимные «газовые» обвинения и требования.
Говорит Киев
В Украине российский «газовый радикализм» относительно нашей страны восприняли не так уж болезненно.
Глава НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев заверил в том, что без поставок российского газа Украина вполне может продержаться до декабря.
«У нас есть возможность решить вопрос поставок газа по крайней мере до декабря, в ПХГ сейчас около 14 млрд куб. м», – сказал он.
Его позицию разделил и заместитель главы НАКа Александр Тодийчук, сообщивший, что до наступления холодов Украина будет обеспечена газом собственной добычи и газом, получаемым по реверсу из стран ЕС. В то же время, он не исключает, что в период очень низких температур из-за прекращения подачи газа для Украины могут возникнуть проблемы как для нашей страны, так и для транзита российского газа в Европу.
Оптимизмом относительно факта прекращения поставок «голубого топлива» из Российской Федерации особ выделился украинский премьер-министр Арсений Яценюк.
Свое выступление в Верховной Раде 17 июня он начал с информации относительно энергетической безопасности Украины. По его словам, ныне в правительстве уже создан кризисный энергетический штаб, который возглавил вице-премьер Владимир Гройсман.
«Задача штаба – баланс энергетических ресурсов, баланс потребления, баланс расходов и энергоэффективности», – проинформировал А. Яценюк.
Глава правительства также сообщил, что «есть несколько новостей». «Начну с плохой новости: Россия закрыла полностью поставки газа Украине. По поводу хорошей новости – на улице в первую очередь лето, а во-вторых, у нас 14 млрд куб. м газа в ПГХ. И третье – мы подали на российский «Газпром» в суд», – подчеркнул украинский премьер.
Законопроект о чрезвычайном положении в энергетике даст, по его словам, возможность быть готовыми к самым сложным обстоятельствам и вызовам в энергетической отрасли. «Порядок введения чрезвычайного положения на энергорынке, механизмы контроля, механизмы энергетической эффективности должны быть отображены в законе, и правительство должно иметь рычаги влияния на энергетический сектор страны», – сказал он.
Что ж, позиция Кабинета Министров как субъекта законодательной инициативы в отношении принятия этого документа абсолютно логична.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он был разработан Министерством энергетики и угольной промышленности Украины по собственной инициативе в соответствии с Указом Президента Украины от 14.04.2014 г. №405 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранение территориальной целостности Украины».
«Разработка проекта закона вызвана необходимостью четкого определения оснований введения особого периода в топливно-энергетическом комплексе, установления правовых и организационных основ функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в особый период. Принятие и реализация проекта закона позволит установить правовые и организационные основы функционирования топливно-энергетического комплекса в особый период, слаженную работу его отраслей и предприятий, учреждений и организаций для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы Единой газотранспортной и Объединенной энергетической систем Украины», – говорится в пояснительной записке.
Тем не менее, в рядах украинского политикума нашлись и критики этой правительственной инициативы.
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №26 (715) от 30 июня 2014 года.




