
Никаких стратегий на случай кризиса в энергетике у украинской власти нет. Киеву нужно определиться, будут ли находящиеся на временно оккупированных территориях Донбасса шахты в будущем поставлять уголь украинским предприятиям.
Соответствующее мнение в интервью изданию «ГОРДОН» высказал директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
«Никаких стратегий на случай кризиса в энергетике у власти нет. Когда нужно было предпринимать конкретные действия, ничего не делали. Все эксперты знают: отопительный сезон надо планировать с 15 января каждого года. То есть с планированием отопительного сезона 2017–2018 годов уже опоздали на месяц. Подготовка заключается не только в рассказах, что все у нас будет хорошо и запасов угля хватит, а в проведении целого ряда мероприятий, о которых все благополучно забыли», – отметил он.
По его мнению, чрезвычайные ситуации возникают в том числе из-за бездействия Министерства энергетики и угольной промышленности.
«Минэнерго Украины героически борется с чрезвычайными ситуациями, которые само и создает. Они уже три года подряд играют роль мини-МЧС, доводя до таких ситуаций собственным бездействием. Нужны энергетические стратегии на период до 2020 года. Этот период важен, поскольку в нем возникают те угрозы, которых раньше не было, – война, блокада и так далее. И как минимизировать эти угрозы, министерство не говорит. Никто точно не знает, сколько у нас сейчас запасов угля. Доступные данные отличаются в ту или иную сторону на несколько сотен тысяч тонн», – подчеркнул собеседник.
Он акцентировал внимание на том, что ведомство не учло все риски, связанные с отопительным сезоном.
«В начале сезона министерство отрапортовало, что Украина успешно пройдет отопительный сезон с теми запасами, которые сделаны. А теперь, выходит, у нас кризис, чрезвычайная ситуация? Значит, когда делали запасы, не учли существующие риски – это риски обострения военных действий, блокады, наступления сильных морозов. И стоит ли сейчас удивляться, что возникла кризисная ситуация? Теперь заслугой министерства будет ее преодоление. И все забудут, что этот кризис возник из-за бездействия министерства», – заявил Г. Рябцев.
По его словам, всех устраивала ситуация, когда добычей и переработкой угля занималась компания ДТЭК.
«В вопросе блокады превалирует политическая составляющая. Ситуация, когда ни о чем не нужно думать и просто использовать старые схемы, всех устраивает. Ведь добывался уголь компанией ДТЭК, перерабатывался на предприятиях компании ДТЭК, доставлялся на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), принадлежащие компании ДТЭК, и распределялись электроэнергия и тепло компаниями, входящими в ДТЭК», – отметил собеседник.
Он подчеркнул, что переоборудование украинских теплоэлектроцентралей на новый вид угля займет немало времени.
«Теоретически надо определиться: после решения вопроса с оккупированными территориями, шахты, которые сейчас там находятся, будут поставлять уголь украинским предприятиям? Если мы не хотим, чтобы эти шахты были украинскими в будущем и больше не хотим там добывать уголь, можно от них отказаться, поставить стену, сказать «Донбасс, до свидания!», переоборудовать ТЭЦ на другой тип угля. Но надо при этом помнить, что переоборудование ТЭЦ – не вопрос сегодняшнего дня. Это дорого и не так быстро, как хочется», – резюмировал эксперт.
Как сообщал «Терминал«, ранее министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что правительство может решить начать закупки дефицитного антрацитового угля в Австралии и Китае.