Балансовые данные свидетельствуют о намного меньшем снижении спроса на нефтепродукты в Украине, чем утверждает официальная статистика.
Об этом в ходе конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», которую Confidence Capital проводит в Минске 11-12 апреля, заявил директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
«Хотя данные официальной статистики свидетельствуют о сокращении потребления в 2015 году как бензина до 2,4 млн т (24%), так и дизельного топлива до 4.6 млн т. Однако балансовые данные указывают намного меньшее снижение спроса на нефтепродукты: более, чем вдвое. В частности, сравнение объемов реализации дизельного топлива с данными по его производству и импорту позволяют утверждать, что потребление не только сократилось в 2015 году, но и несколько возросло, в сравнении с 2014 годом»,- заверил эксперт.
По его словам,столь существенные расхождения объясняются отсутствием полной информации о потреблении нефтепродуктов в Донецкой и Луганской областях, наличием контрабанды и нелегального производства моторного топлива на предприятиях малой производительности, а также массовым уклонением операторов от уплаты ими налогов на розничную реализацию подакцизных товаров, путем продажи бензинов и дизельного топлива минуя кассовые аппараты.
Кроме того, структура потребления нефтепродуктов по сравнению с прошлым годом в целом сохранилась.
«При этом, наиболее востребованными на украинском рынке остаются высокооктановые бензины и дизельное топливо. В то же время,обеспечить себя нефтепродуктами Украина уже давно не в состоянии. Причинами такой ситуации являются значительные риски: инвестиционные, девальвационные и, ставший самым значимым в наше время, военный риск»,- добавил С. Сапегин.
Тем не менее, Украина все еще нуждается в значительных объемах нефтепродуктов. Как утверждает эксперт, в этой связи, работа на рынке, опираясь только на европейские или мировые котировки не позволяет эффективно работать.
«Дело в том, что котировки мировых агентств учитывают внешний риски на мировых рынках и отражают риски продавца. Вне поля зрения остается риск, который связан с покупателем. В частности, состояние экономики Украины, которая в сегодняшний момент является именно потребителем», — резюмировал он.




