У «Газпрома» на Западе подписаны многочисленные контракты на период до 2035 года и далее, в то время как будущее с Китаем для «Газпрома» не просматривается.
Об этом пишет российский экономический аналитик, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин на сайте Московского Центра Карнеги.
М. Крутихин отмечает, что «Газпром» уже сегодня, не дожидаясь пришествия американского сланцевого газа, торгует в Европе себе в убыток. Автор ссылалается на расчеты руководителя компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, по которым без учета ряда расходов (как то, проценты по кредитам, содержание аппарата, соц. ответственность, инвестиции и проч.) себестоимость газа при поступлении его в Германию лежит в пределах от $4,78 до $5,07 за миллион БТЕ. В то время, как средняя цена газа, который «Газпром» продает в Европе по долгосрочным контрактам с привязкой к цене нефтепродуктов, в августе этого года составила примерно $150 за тысячу кубометров, что соответствует $4,16 за миллион британских тепловых единиц – БТЕ.
«Проекты, начатые и в основном профинансированные в период высоких цен, вступают в строй и обеспечивают перепроизводство, которое уже провоцирует демпинг», — пишет аналитик.
Но России выбирать не приходиться. При том, что совокупная мощность газопроводов на Запад более чем вдвое превышает объем поставок, «Газпром» прокладывает и планирует в западном направлении все новые и новые маршруты.
Азиатское направление газового экспорта по сравнению с Европой имеет ряд очень неприятных недостатков, пишет М. Крутихин:
- туда не построено достаточно трубопроводов, чтобы выполнить обещание и довести объемы восточных поставок до объема западных;
- там нет для этого ни подготовленных к эксплуатации месторождений, ни необходимой инфраструктуры;
- нет уверенности в том, что китайцам нужно столько российского газа, сколько хотят продать им газпромовцы.
К тому же, на все приглашения «Газпрома» к участию в финансировании российских газовых проектов Пекин регулярно отвечает недвусмысленным отказом.
Без развития экспорта в Европу о будущем «Газпрома» можно забыть, пишет М. Крутихин.
Собственная добыча газа в Европе неуклонно сокращается, напоминает М. Крутихин, а импорт сокращается еще быстрее, поскольку спрос с 2010 года уменьшился на 20%: с 299 млрд куб. в 2010 году нетто-импорт упал до 219 млрд в 2014 году (небольшой рост в 2015 году общую тенденцию не нарушил). Российский аналитик, в целом, согласен с экспертами, которые оценивают нишу для новых поставок газа в ЕС в 2035 году объемом от 40 млрд до 70 млрд куб.
«Однако пока неизвестно, какую долю из этой ниши перекроет импорт сжиженного газа и сколько останется добавить российскому поставщику» — пишет М. Крутихин. Далее он отмечает, что по самым скромным прикидкам, предложение на мировом рынке сжиженного газа к 2020 году увеличится на 50% по сравнению с уровнем 2014 года.
Статья завершается довольно оптимистично, М. Крутихин берет в расчет «весомые преимущества» «Газпрома» и заключает, что до 2035 года российские поставки должны сохранить за собой около 30% потребляемого газа в ЕС.




