
Президент Украинского национального комитета CIGRE – об энергетической стратегии, влиянии олигархов на энергетику и о том, почему он не завидует министрам.
TerminaL начинает разговор за кофе в десять утра с Александром Светеликом, президентом Украинского национального комитета CIGRE. Для него эта чашка – уже четвертая. Бывали времена, когда их счет доходил и до 20.
Заслуженный энергетик Украины, А. Светелик отдал энергетической отрасли свыше сорока лет. Он не любит сравнивать времена, однако сегодняшний день для украинской энергетики считает не в пример тяжелым и в то же время решающим.
«Общественные организации специалистов в Украине – так сложилось – власти не слышат и даже не слушают, – говорит он. – Но в мировой практике есть совсем другие примеры. Опыт людей в этих организациях – огромный, и не использовать его, мне кажется, грех».
Одна из таких организаций – CIGRE (Conseil international des grands reseaux electriques) –Международный совет по большим электрическим системам, основанная в 1921 году в Париже, объединяет электроэнергетиков из 90 стран.
СIGRE и ее национальные комитеты не вмешиваются в политику и финансовые вопросы, а изучают и разрабатывают технические решения для электроэнергетики, собирают лучшие примеры инноваций в этой сфере.
До 1991 года Украина входила в CIGRE в составе СССР, а с 1994-го – как самостоятельный участник. В 2004-м создан Украинский национальный комитет CIGRE, который А. Светелик возглавляет с 2015 года.
В декабре 2016 года украинская CIGRE инициировала создание в стране своеобразного дискуссионного клуба – Объединенного совета энергетических экспертов (ОСЭЭ).
В нее помимо CIGRE вошли пять ведущих в украинской энергетике общественных организаций – это Всеукраинская энергетическая ассамблея, Энергетическая ассоциация Украины, Ассоциация «Укргидроэнерго», Украинский союз промышленников и предпринимателей и Украинская ветроэнергетическая ассоциация.
Впрочем, двери ОСЭЭ открыты для всех специалистов. В рамках этой площадки эксперты будут поднимать проблемы электроэнергетики, выносить их на обсуждение и формировать варианты решений.
А. Светелик рассказал TerminaL о том, зачем Украине аббревиатура CIGRE, о своем взгляде на энергетическую стратегию Украины и о влиянии олигархов на отечественную энергетику.
– В течение нескольких десятилетий Вы сохраняли руководящие должности в составе разных правительств. Можно ли говорить о преемственности власти в энергетической политике?
– Знаете, я, наверное, счастливый человек. Мне правительство никогда не мешало. Единственное, что происходило при смене правительств, и это естественно – ревизия и осторожное отношение к тому, что было.
Сначала новая власть говорит: «До нас было внедрение возобновляемой энергетики (например солнечной), а ее внедрять не надо». Мол, это глупости – нам хватает большой энергетики. Потом новый человек в руководстве вникает, почему мир пошел по этому пути, риторика стихает и начинается наработка. В течение года, по моим впечатлениям, критика перерастает в ту преемственность, о которой вы упоминали.
Если говорить о лоббировании каких-то интересов отрасли – ради бога, одному больше нравится гидроэнергетика, другому – атомная энергетика, я не вижу здесь больших проблем.
– Как Вы считаете, насколько сильное влияние на украинскую энергетику имеют те люди, которых называют олигархами?
– Огромное… Зимой 2014 года кто-то брал интервью у [российско-украинского бизнесмена, президента группы «Энергетический стандарт»] Константина Григоришина, и Константин вдруг говорит: «Я рекомендовал [министру энергетики и угольной промышленности в правительстве премьера Арсения Яценюка Владимиру Демчишину] Светелика – заместителем министра. И все – оп-па, ставленник олигарха!
Полный текст интервью читайте в свежем выпуске обновленного журнала TerminaL.