
О реальных и выдуманных способах обмана на заправках
На прошлой неделе один из журналистов обратился к автору этих строк с просьбой рассказать об используемых в настоящее время способах обмана покупателей на отечественных заправках. Но из всех перечисленных возможностей, если «не брать во внимание смешивание дорогого и низкооктанового бензина» (?), в статью почему-то попал лишь один, причем самый жалкий: «АЗС экономят на топливных шлангах – они на АЗС очень длинные, и на пол-литра можно легко обмануть. Счетчик показывает, что бензин ушел в бак, но остатки, примерно0, 5 л, остаются в шланге». Жидковато, как для эксперта, не правда ли?
В разных уголках русскоязычной глобальной сети можно легко найти, по меньшей мере, десяток «способов обмана потребителей на АЗС», которые придуманы автомобилистами или служителями пера. Вот лишь некоторые.
1. «Нередко предприимчивые коммерсанты закупают обычный бензин А-76, а затем повышают его октановое число присадками. И все – получайте, дорогие автомобилисты, чистейший 95-й». Такое было, в принципе, возможно, когда в Украине присутствовало достаточно низкооктанового топлива. Однако сегодня, когда такой бензин в нашей стране выпускают всего два предприятия, на соответствующий сегмент приходится не более 13% бензинового рынка (0,6 из 4,3 млн т), причем приобретают «шестой» и «восьмидесятый» в основном оптовики – аграрии, транспортники, военные, пожарные, тогда как на долю розничных операторов остается не более 13 тыс. т низкооктана в месяц. По данным мониторинга НТЦ «Психея», 21 сентября этот вид топлива в Украине предлагали2883 АЗС (то есть каждая из них продавала всего 10 л А-76 (А-80) в сутки). Так что не из «шестого» делают «пятый», а скорее из газового конденсата, стабильного газового бензина, продукции коксохимических и спиртовых заводов получают суррогаты, реализуемые как под видом А-76, так и под видом А-95. В летнюю пору таких полупродуктов поступает на рынок не менее 250…300 тыс. т/мес., то есть более чем на порядок больше, чем «честного» низкооктанового.
2. «Особо продвинутые предприниматели гонят бензин или дизель самостоятельно. Для этого нужно лишь врезаться в нефтепровод и установить дешевенькое перерабатывающее оборудование». Насчет последнего возразить нечего. Простейший «чеченский» вариант мини-НПЗ – это закрытый «самовар», в котором на открытом огне периодически нагревают порцию нефти. Пары легких фракций (компоненты бензина и дизельного топлива) отводят по длинной трубе, которая одновременно является воздушным конденсатором. После этого установку охлаждают, а остаток (мазут) сливают, как правило, прямо на землю. Ничего сложного, согласитесь. Но насчет «врезок в нефтепровод»… Во-первых, эти сооружения являются стратегическими объектами и соответствующим образом охраняются. Во-вторых, вероятность выжить, врезаясь в работающий под давлением нефтепровод, близка к нулю. Гораздо проще и безопаснее использовать в качестве источников сырья разведанные еще в советские времена малодебитные и внебалансовые скважины, которые не эксплуатируются или находятся в законсервированном состоянии (только в Полтавской области около 580 таких объектов).
3. «Каждая колонка оборудована своеобразным «дозатором недолива». Регулируется процесс прямо с пульта оператора. Объемы недолива зависят лишь от жадности менеджера текущей смены и могут составлять от 5 до30%». Здесь вновь смешались правда и вымысел. Для такого рода махинаций очень подходили старые топливораздаточные колонки (ТРК) с механическими дозаторами (достаточно было договориться со слесарем). Но таких в Украине почти не осталось. Максимальная погрешность электронных ТРК существенно меньше (10…50 мл на 10 л). Колонки пломбируют и поверяют раз в полгода. Поэтому способы обмана потребителя на таких ТРК – самые современные. Сравнительно легко найти умельцев, предлагающих программное обеспечение, задающее требуемый недолив. Говорят также о приборах, «моделирующих» импульсы, которые поступают в систему управления АЗС (то есть оператор может послать сообщение, что литр бензина залит, хотя в бак он не поступал). «Несанкционированные программы» и «нештатные устройства в корпусах ТРК» упомянуты, например, в решениях судов Ставропольского края по искам работников ОАО НК «Роснефть-Ставрополье» в 2010-2011 гг…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №38 (624) от 24 сентября 2012 г.