Юрий Огирчук, независимый эксперт
Для бизнеса могут наступить суровые предновогодние времена
Предвыборная сказка в нашей стране закончилась. Пора сладких обещаний и ежедневных увещеваний о лучшем будущем канула в Лету как минимум до 2014-го – то есть до начала президентской гонки. А если принимать во внимание, что исполнение бюджета-2012 под вопросом, а гривня вот-вот начнет медленное сползание, то становится ясно как божий день, что в нашей стране налицо начало периода нового «закручивания гаек». Это само по себе вызовет неизбежный рост цен практически по всем группам товаров. И топливо в данном случае стоит в перечне претендентов на подорожание под №1.
С окончанием избирательного процесса для бизнеса и рядового потребителя наступают суровые украинские будни. Для всех нас, а особенно для рынка, не столь важно, кто победил. Не важны и заявления рьяных оппозиционеров о возможных перевыборах. Ответ им дан четкий – страна определилась со своим выбором. Важно другое: с завершением избирательного марафона закончился и период заигрывания властей с бизнесом и потребителем.
Щедрые социальные посулы правительства, реальные многомиллиардные вливания и не менее весомые обязательства в итоге не обещают нам ничего хорошего. Так, ситуация с исполнением государственного бюджета с каждым месяцем становится все более сложной. В октябре доходы выросли всего на 0,2%, а отсутствие их прироста означает, что в ноябре-декабре недоимки могут составить до 40 млрд грн. И эти деньги где-то необходимо взять.
Еще более драматично выглядит все более слабеющая гривня. Как сообщил «Терминалу» Эрик Найман, один из авторитетнейших украинских финансовых аналитиков, у гривни сейчас одна дорога – медленно дешеветь. По его словам, к концу года курс снизится к 8,40-8,50 грн/$.
Что будет с ценами на бензин, спрогнозировать особого труда не составит. Стоит лишь вспомнить сентябрьские события, когда краткосрочная нестабильность на валютном рынке вызвала моментальную реакцию большинства трейдеров, и цены на топливо дружно поползли вверх. Однако обвала национальной денежной единицы можно и избежать. Впрочем, непонятно, почему надо поддерживать импортеров сильной гривней в ущерб отечественному производству, говорит аналитик.
Тут позволим себе не согласиться: ведь в условиях тотальной зависимости страны от импортных поставок топлива правительство волей-неволей, а все-таки должно считаться с компаниями-поставщиками. В этой связи отметим, что совсем некстати будет сейчас введение заградительных пошлин на импортное топливо, особенно в свете последних данных по поводу надежды профильного министра – Лисичанского НПЗ. Так, согласно недавнему заявлению вице-президента ПАО «Концерн Галнефтегаз» Юрия Кучабского, его компания также изучала возможность покупки нефтеперерабатывающего завода на Луганщине. Однако получила недвусмысленный отказ в предоставлении кредитов от международных финансовых учреждений на эти цели. А все потому, что по мнению людей, у которых есть деньги, проекты модернизации украинских заводов подвержены высоким рискам и нерентабельны.
Известно, что «Галнефтегаз» умеет работать с банками и может найти дешевое, длинное финансирование. По словам Ю. Кучабского, концерн обратился сразу в несколько организаций, но получил разъяснение, что, ввязавшись в проект, не только не сможет вернуть кредит, но и даже выплачивать проценты. Потому что экономики НПЗ в Украине нет.
Ю. Кучабский отметил, что время для модернизации украинских НПЗ было упущено их владельцами и прибавил, что НПЗ сопредельных государств – Румынии, Беларуси, Литвы – начали модернизацию еще до наступления финансового кризиса. При этом вице-президент «Галнефтегаза» раскритиковал Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, которое видит пути восстановления отечественной нефтепереработки преимущественно во введении пошлин на импортное топливо…
Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №45 (631) от 12 ноября 2012 г.



