Автор материала: Евгений Пущик
Пережив два нефтяных кризиса в прошлом столетии, мировое сообщество начало активные поиски альтернативных видов топлива, в частности, биологических на основе возобновляемого сырья. После длительных исследований стало понятно, что биологическое топливо не в состоянии в полной мере заменить нефть, но факт уменьшения ее использования является безоговорочным.
В мире существуют противоречия между основными игроками на рынке моторного топлива – нефтяными компаниями и производителями биотоплива, которые являются основными конкурентами в борьбе за прибыль. Операции с нефтью можно отнести к конкретному сектору мировой экономики, где основным фактором являются не столько рыночные рычаги, сколько политические решения на государственном или международном уровнях. Поэтому, как показал опыт стран ЕС и американского континента, вопрос замены нефти на биотопливо (в частности, на био этанол) является вполне политическим вопросом, решение которого зависит от государственной политики. Конкретным примером такой политики в последнее время являются США. Мировое производство этанола в 2008 г. составляло более 17 млрд галлонов (51,48 млн т), количество заводов по его производству на 1 марта 2009-го в мире – 572, из которых 30% – это заводы США. Европейский рынок биоэтанола.
В странах ЕС пошлина на импорт этанола составляет EUR0,19/л. Кроме того, с 2008 г. Евросоюз ввел беспошлинный ввоз этанола из стран Африканского и Карибского регионов. В 2007 г. объем производства биоэтанола в ЕС достиг максимального показателя и составил 2,2 млрд л. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в ЕС в 2002-2007 гг. со ставил 35,1%. Доля ЕС в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 г. – 4,4%. В целом Евросоюз значительно уступает США и Бразилии по объемам производства биоэтанола.
Следует заметить, что, невзирая на прогресс в области производства этого продукта, его доля в моторном топливе крайне мала и составляет единицы процентов. В ЕС проблема биотоплива вообще и биоэтанола в частности лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранении экологии и борьбы с глобальным потеплением, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе моторное. В этом контек сте основное внимание уделяется биодизелю (около 6 млн т), поскольку в структуре моторного топлива дизель занимает около 63%. Так, по данным EU FAS posts, в 2008 г. страны ЕС использовали 114,55 млн т бензина и 188,23 млн т дизеля.
В марте 2009 г. в странах ЕС работало около 50 заводов, производящих топливный этанол, при том что общее количество пред приятий общей производительностью 26,879 млрд галлонов (80,273 млн т) – 572. Количество заводов по производству биодизеля общей производительностью 20,169 млрд галлонов (67,178 млн т) – 456. Ежегодное потребление бензина в странах ЕС в течение трех последних лет составляет 112…115 млн т, тогда как потребление этанола при производстве бензина в 2008 г. составило около 2,7 млн т. Крупными европейскими производителями топливного этанола являют ся такие компании, млн л/год: – Abengoa Bioenergy (Ис пания) – 510; – Sauter (Германия) – 310; – Sudzucker (Германия) – 260; – Cristal Union (Франция) – 120; – Sekab (Швеция) – 100 млн л.
Экологические аспекты
Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых га зов. Он обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путем брожения и после дующем сгорании выделяется столько же CO 2 , сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями. Так, применение этанола в США в 2006 г. позволило сократить выбросы на 8 млн т (в СО 2 -эквиваленте), что примерно равно годовому выхлопу 1,21 млн автомобилей.
Профильные министры стран членов ЕС достигли «политического соглашения» в от ношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, сообщает Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Исполнительная власть ЕС предложила членам этой организации довести к 2020 г. до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 г. объемы вредных выбросов в атмосферу и на 20% снизить общие энергозатраты. План «20-20-20» предусматривает также постепенный переход странами ЕС с 2013 г. на систему продажи квот на выбросы СО 2 , в связи с чем он сталкивается с оппозицией со стороны членов ЕС, чьи экономики зависят от угля, в первую очередь Польши
Биоэтанол в Украине
Производство биологических видов топлива является приоритетным на правлением в мировой нефтепереработке. Очень жаль, что Украина значительно отстает в этой области от стран ЕС. Основными причинами этого являются: – несовершенство отечественной нормативно-правовой базы в сфере регулирования производства биотоплива, а также ее несоответствие европейским стандартам; – отсутствие эффективных структур, которые бы развивали и координировали рынок биотоплива; – лобби определенных финансово-промышленных групп в парламенте, непрофессиональный подход к данной проблеме чиновников министерств и ведомств. Со времени принятия первой программы «Этанол» и до сегодняшнего дня в Украине не производят бензины с содержанием биоэтанола или этил-третбутилового эфира. Исключением является биобензин БИО-100, который в 2008-2009 гг. продавался на 12 АЗС под брендом ESBT в Черновицкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской и Винницкой областях.
Если рассматривать примеры производства биотоплива в ЕС, то целесообразно отметить, что в восточноевропейских странах (Польша, Чехия и др.) такие проекты организовывались вместе с НПЗ, которые и были потребителями биоэтанола и биодизеля. То есть нефтяники и спиртовики были союзниками. Так, к примеру, на польском заводе Glimar в г. Горлице еще в начале 2000 г. было установлено оборудование и произведенный абсолютированный спирт (99,6% этанола) прямо на НПЗ добавлялся к бензину. К сожалению, в Укра ине наблюдается обратное: биоэтанол лоббируют спиртовики (некоторые чиновники, несколько компаний), а нефтяники – категорические их противники. Одним из факторов, на котором акцентируют внимание переработчики, является нестабильность углеродноспиртовой смеси. При попадании влаги в бензины с этанолом происходит так называемый эффект расслоения. Учитывая эту проблему, в 2004 г. была разработана и испытана на НПЗ Украины, Польши и Румынии добавка к бензинам САД. Эта добавка, произведенная на основе биоэтанола (60%), работала стабильно при содержании влаги в смеси до 0,5%. Первые партии товарного бензина, произведенного с добавкой САД, были реализованы на рынке Украины. Вторым важным фактором, который препятствовал внедрению биоэтанола, является его цена.
Согласно расчетам наших экспертов, стоимость литра украинского биоэтанола составляет $0,550, бразильского – $0,373, американского – $0,417, а цена литра этанола в Роттердаме (после уплаты налогов) – $0,615. Главная проблема для спиртовиков – это снижение себестоимости производства этанола. Этот вопрос можно решить только за счет строительства новых современных заводов со средней по мировым меркам производительностью 100 тыс. т этанола в год и полным циклом использования сопутствующих продуктов. Украинская законодательная база по биотопливу существует лишь в зародыше. Государственного стандарта, регламентирующего состав и свойства бензинов на спиртовой основе, до сих пор нет. Отсутствие стандарта на биотопливо – серьезная причина опасаться его за качество, ведь производитель (он же и разработчик) топлива ни перед кем, по сути, не отчитывается. Компания «Корон Агро», входящая в холдинг «Барышевская зерновая компания», начала строительство первого в Украине крупнейшего завода по производству биоэтанола стоимостью EUR110 млн. Технологическое проектирование и поставку оборудования обеспечивает немецкая инжиниринговая фирма GEA Wiegand. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать 100 тыс. т биоэтанола и 104 тыс. т кормовой добавки для крупного рогатого скота, свиней и птицы (для этого будет перерабатываться 324 тыс. т кукурузы). Компания заявляет, что нашла рынки сбыта за рубежом, основные потребители – США (70%) и ЕС (30%). Создание в Украине предприятий по выпуску биотоплива сдерживает от сутствие внутреннего рынка сбыта, а также нормативно-правовой базы. Закон Украины от 21 мая 2009 г. №1391-VІ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно со действия производству и потреблению биологических видов топлива» не определяет механизм контроля и эффективных норм использования биотоплива. Не было проведено экономического анализа планируемого внутреннего рынка биотоплива.
Расчеты, приведенные в пояснительной записке, экономически не обоснованы. Проект указанного закона снова разрабатывался без мнения нефтяников, которым предстоит его выполнять. «Укрспирт» недавно определил на правления деятельности каждого из заводов. Пищевой этиловый спирт будут производить 39 предприятий общей мощностью 30,773 млн дал в год. Заниматься выпуском биоэтанола и биотоплива будут восемь заводов общей мощностью 129,4 тыс. дал в год (103 520 т), а производством спирта-сырца для биоэтанола – 14 заводов мощностью 10,347 тыс. дал. Однако данная программа, по мнению аналитиков, не имеет перспективы, как и все остальные программы развития биотоплива, поскольку ник то из разработчиков не проводил системного анализа создания внутреннего рынка и серьезной работы по выходу на мировые рынки.
Мировой и европейский рынок биотоплива развивается очень динамично. Учитывая то, что Украина владеет огромным капиталом – землей, нужно строить новые современные заводы по производству биоэтанола, чтобы не получилось, как в старом анекдоте:
Скоро мы перестанем быть сырьевым придатком Европы. В недалеком будущем на наш рынок выйдет Китай, и мы станет сырьевым придатком Азии.




