Беспрецедентное подорожание пропан-бутана стало возможным из-за отсутствия его государственного баланса
В этих областях мы крайне отстали (а это весьма и весьма существенные области), и отстали именно потому, что недостаточно организованы учет и контроль.
(Владимир Ленин, «Очередные задачи Советской власти»)
Рвется там, где тонко. Правда, топливная отрасль страны прохудилась настолько, что художественная штопка ей не помогает, а на перелицовку не хватает ни желания, ни сил. Лихорадочные стежки, накладываемые Кабмином на периодически возникающие в ТЭК «черные дыры», лишь подчеркивают его неспособность установить цивилизованные правила игры в тех сегментах, контроль над которыми был утрачен в силу целого ряда причин. И рынок сжиженного газа, отметившийся на прошлой неделе рекордным за время его существования ростом розничных цен, – не исключение, а лишь звено в длинной цепочке топливных проблем.
К вечеру 6 ноября литр пропан-бутана предлагался в среднем по 5,18 грн, причем его максимальная стоимость достигла психологического барьера в 6 грн. За месяц это дешевое и экологичное топливо, ставшее во время кризиса спасением тысяч украинских автомобилистов, подорожало почти на 40% (6 октября оно стоило 3,77 грн/л). Еще немного, и на топливном рынке страны может установиться парадоксальная ситуация, когда сжиженный газ будет всего на 15% дешевле высокооктанового бензина (тогда как до кризиса указанное соотношение для данных продуктов составляло 1,8…2,0).
Именно благодаря тому, что региональные операторы не гнались за прибылью, установив цены на пропан-бутан на уровне половины от стоимости отечественного «пятого», рынок развивался не взирая на кризис, а количество переоборудованных автомобилей вновь стало расти. В результате уже к лету объемы потребления СПБТ вплотную приблизились к его производству (в 2008 г. – 766 тыс. т). Осень не принесла сезонного снижения спроса. И вряд ли причина в экологии. Все дело, скорее, в ухудшении платежеспособности украинских потребителей, многие из которых были вынуждены перейти на более дешевое топливо. (Не исключено, что сокращение продаж традиционных нефтепродуктов произошло, в том числе, за счет развития газового сегмента.) Как следствие, в октябре на рынке возникла нехватка сжиженного газа в размере 5…7% от объемов его производства в Украине, которую не удалось восполнить ни за счет импорта (из-за прекращения поставок СПБТ из РФ), ни за счет отечественного ресурса (прибереженного исключительно для «своих»). Между тем, давно известно, что дефицит и следующий за ним ажиотажный спрос неминуемо порождают рост цен, кратно превышающий экономически обоснованные величины.
Впрочем, хотя непосредственной причиной подорожания стало нарушение соотношения между спросом и предложением (по убеждению трейдеров – искусственное), корни кризиса лежат намного глубже. Не секрет, что отсутствие в нашей стране практики включения сжиженного газа в сводный энергетический баланс не позволяет реально оценить структуру и объемы его потребления. Несоответствия в статистических данных настолько велики, что пути следования едва ли не половины произведенных в Украине СПБТ и БТ неизвестны. Из поля зрения статистики ежемесячно «исчезает» около 25 тыс. т пропан-бутана. Сегодня невозможно установить, сколько сжиженного газа реализуется на специализированных аукционах «для нужд населения», а сколько попадает на коммерческий рынок в качестве топливо для автомобилей.
Из-за отсутствия эффективных регуляторных, налоговых, кредитно-финансовых и других инструментов, которые гарантировали бы стабильное развитие рыночных отношений, у чиновников окологосударственных объединений и организаций нередко возникает соблазн перепродавать газ, предназначенный для реализации населению, по коммерческим ценам, которые выше «специальных» чуть ли не вчетверо (в начале ноября соответственно 2400 и 9000 грн/т). В итоге значительно увеличивается доля «серых» продаж, обязательные для всех участников рынка аукционные торги приобретают деструктивный характер, а размах ценовых колебаний становится несопоставимым с европейским.
Учитывая фактор отложенного и ажиотажного спроса, ожидаемых объемов импорта (4,5…5,0 тыс. т) явно недостаточно, тем более что российских поставок не предвидится (челночные – не в счет). В связи с этим не исключено, что не только ноябрь, но и декабрь пройдут в условиях нехватки ресурса, оттока потребителей и сокращения потребления. Их величина будет определяться объемами сжиженного газа отечественного производства, который гарантированно поступит на рынок по приемлемой цене, и ценовой политикой россиян, в частности, агентства Petroleum Argus, через которое производители пропан-бутана намерены действовать в Украине (хотя его котировки не позволяют эффективно торговать внутри страны).
Не исключено, что в ближайшее время трейдеры, имеющие гарантированный доступ к дешевому ресурсу (в том числе, по «серым схемам»), попытаются осуществить передел рынка, воспользовавшись тем, что остальные его участники оказались между наковальней внутренних цен и молотом импорта.