Изменение маркетинговой политики группой «Приват»
Пик влияния – январь, июнь-август, декабрь
Общий рейтинг – 6,7 из 10
независимые эксперты – 7,4
государственные эксперты – 2,0
трейдеры – 7,7
Сразу после того, как мировой финансовый кризис ударил по Украине, отраслевые аналитики зафиксировали попытки группы «Приват» запустить на топливном рынке страны процессы передела. Пользуясь подозрительной слепотой нашего правительства, заводы, подконтрольные официально не существующей ВИНК «Привата», получили уникальную возможность получать дешевое сырье отечественной добычи и направлять произведенные из нее нефтепродукты на свои же заправки. Таким образом, во время резкого сокращения платежеспособного спроса импортирующие российскую Urals украинские предприятия были вынуждены противостоять конкуренту, приобретавшему сырье втрое, а то и вчетверо дешевле.
Новая политика «Привата» застала врасплох участников топливного рынка. Не имея возможности столь радикально «оптимизировать» экономику, крупнейшие трейдеры страны начали активно убеждать потребителя в том, что ему следует приобретать лишь качественное и (из-за этого) дорогие нефтепродукты. Были вновь запущены программы лояльности, приостановленные в первые месяцы кризиса, а низкая стоимость топлива объяснялась в СМИ его низким качеством. Благодаря этому наблюдавшегося в конце прошлого года массового оттока отечественных потребителей из брендовых сетей на заправки «Привата», не произошло. Оказалось, что далеко не каждый автомобилист был готов «изменить» цветам ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛа», WOG, «Галнефтегаза», «Гефеста» и прочих, пусть даже цена нефтепродуктов и оказывала на его выбор все большее влияние. Другое дело – относительно небольшие региональные сети. Потери последних были столь велики (в начале сезона многие не досчитались до половины потребителей), что нефтяные генералы перестали выбирать выражения. В частности, в конце июня вице-президент корпорации «ТЭС» Сергей Бейм заявил: «Идет процесс монополизации рынка группой «Приват», которая работает вне закона и может уничтожить любую нефтяную компанию, вплоть до таких монстров, как ТНК-ВР и «ЛУКОЙЛ-Украина».
Впрочем, все попытки противодействовать «Привату» успеха пока не принесли. Во-первых, взывать к совести и добропорядочности участников любого рынка бессмысленно. Во-вторых, «приватовцы» могут сослаться на некую антикризисную программу, проводимую ими для поддержки отечественного потребителя, который не в состоянии покупать дорогие нефтепродукты, качество которых способны подтвердить лишь сами продавцы. В-третьих, бесполезно соревноваться с «Приватом», имеющим возможность без ущерба для экономики снизить стоимость высокооктанового бензина на 80…85 коп./л или установить розничные цены на топливо в регионах на 10…40 коп./л ниже экономически обоснованных уровней основных конкурентов. Тем более что доля заправок, работающих под брендами, связываемыми с группой «Приват», втрое больше, чем у ближайших конкурентов (в четырех регионах страны отношениями контроля связана между собой едва ли не половина АЗС).
Безусловно, никакой трагедии не произошло. Но это не означает, что розничный рынок не будет укрупняться, а прибыльность торговли останется на прежнем уровне. Вероятно, уже нынешней зимой следует ожидать резкого обострения конкуренции на фоне сокращения спроса из-за экономического кризиса и наступления «мертвого сезона». При этом приходится констатировать, что лучше всех готова к борьбе в новых условиях именно группа «Приват». А остальные…
– Как определить, готова ли телятина?
– А ты у нее спрашивай.
– И что, она ответит, что готова?
– Нет. Если отвечает, значит, еще не готова. А вот когда отвечать не сможет…